Избранное сообщение

суббота, 9 февраля 2013 г.

Берлинале, день второй. "Во имя" (Польша)




Текст: Валерий Кичин (блог автора)
08.02.2013, 23:25

Программу главного конкурса 63-го Берлинского кинофестиваля открыл польский фильм "Во имя". Режиссер Малгошка Шумовска, если судить по ее интервью, имела в виду вполне благородную цель отстоять право человека на любовь. То самое право, которое отнимают у главного героя людские предрассудки и церковь: он - священник.

Отец Адам (его играет Анджей Чира) организовал спортивную школу для "трудных" подростков и пользуется авторитетом в деревенском приходе, куда его перевели из Варшавы. Днем он тренирует ребят на футбольном поле, а ночами мучается от желаний, неосуществимых уже потому, что его тянет к своим подопечным. Как объясняет Малгошка Шумовска, интернет полнится случаями сексуального насилия священников над молодыми людьми, и это стало первым импульсом к созданию фильма. Объяснение странное, если иметь в виду ее гуманную цель защитить право на любовь: любовь и насилие - на разных страницах словаря.

Эта неопределенность затеи привела к еще более странному ее исполнению: женщина-режиссер взялась делать фильм о том, что она может только сфантазировать: чем терзаются и как себя ведут мужчины, когда они в своей компании или даже наедине с собой. Результат получился примерно таким, как если бы режиссер-мужчина рискнул поведать о сугубо женских проблемах, комплексах и тайных желаниях. На том же уровне интуиции Малгошка Шумовска могла бы снять картину о тайных страстях бизонов, птеродактилей или марсиан. По ее версии, такой замкнутый мужской коллектив почти неотвратимо чреват нездоровым интересом, когда женский пол становится лишним. Что и проиллюстрировано сценой, где молодая красивая женщина, раздевшись, пытается безуспешно соблазнить героя.

Амбициозная и банальная одновременно, лента снабжена всеми признаками доморощенного "артхауса" - нарочитой заторможенностью рассказа, долгими сценами крестных ходов, влекущих на носилках гипсовых истуканов, обилием многозначительных, но пустых кадров. Но это идеальный образец "дамского кино", и даже странно, что ни одному из актеров, принявших участие в этой вампуке, не пришло в голову посоветовать Малгошке Шумовской снимать фильмы про что-то более близкое - например, про вышивание крестиком. Зависимые это люди - актеры.

Фильм "Во имя" появился в берлинском конкурсе, очевидно, с целью дать работу жюри сексуальных меньшинств, которое традиционно работает на Берлинале и присуждает

http://www.rg.ru/2013/02/08/festival-site.html?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode