Избранное сообщение

понедельник, 11 февраля 2013 г.

Русским о русских




Международная команда документалистов «Кинопоезда» представила альманах о русских стереотипах

08 февраля 12:44Газета № 462 (462)Инна Логунова










Зрители на показе короткометражек иностранных документалистов проекта «Кинопоезд» в РИА Новости.

Участники документального проекта «Кинопоезд» показали итоги своего путешествия через всю Россию — альманах короткометражных фильмов, исследующих традиционные стереотипы русской жизни. Премьера в Мультимедийном пресс-центре РИА Новости привлекла больше зрителей, чем мог вместить зал. Событием вечера стал эмоциональный выпад режиссера Александра Расторгуева, назвавшего увиденное «кинематографическим мусором». Впрочем, он оказался в меньшинстве.


Вместо семи изначально планируемых короткометражек на «Открытом показе» Центра документального кино DOC, при поддержке которого в этом году проходил проект «Кинопоезд», представили восемь: еще в пути команда, которая снимала фильм о русской душе, разделилась. В результате получилось две картины — условно их можно назвать женским и мужским взглядом на Россию, венгерки Бернадетт Туза-Риттер и француза Робина Димэ.

Для Бернадетт символом русской души стала проводница поезда Санкт-Петербург-Воркута — безмолвная женщина лет пятидесяти, чья жизнь проходит в пути. Нехитрый вагонный быт, привычная рутина: уборка, скупое общение с пассажирами и километры однообразных пейзажей за окном. А где-то за линией горизонта — уютная квартира со свежим ремонтом, вероятно, сделанным со сбережений не от одной поездки, а может, и в кредит, домашние, с которыми она чаще созванивается, чем видится, да и вообще — вся жизнь.



Французский режиссер Робин Димэ попытался разгадать феномен «русской души»



«Русская душа» Робина Димэ начинается с разговора с носильщиком на питерском вокзале, а заканчивается во времянке бурятских браконьеров. И снова «снег да снег кругом», дорога, пустынные пространства. Кинематографисты целый месяц провели в пути — дорога стала неизбежным атрибутом всех представленных фильмов. Она их завораживает — но так и не дает ответа: что там у русских в душе и за душой, несется ли тройка, лениво ли бредет куда глаза глядят или вообще упрямо стоит на месте. Образ достаточно очевидный и, надо признать, шаблонный, но все же соответствующий действительности: мы ведь действительно зачастую не знаем, куда идти и что делать.

Остальные шесть фильмов — «Русская зима», «Загадка «Лады», «Медведи», «Русская баня», «Русские женщины», «Выпьем!» — тоже, в сущности, попытка понять пресловутую «русскую душу».

Работу Кристины Пикки о русской зиме можно скорее назвать зарисовкой. Впрочем, она и сама признает: в ее фильме нет ни начала ни конца, как не может быть начала и конца у природы, которая суть вечное противостояние и взаимопроникновение жизни и смерти. Восприятие зимы миниатюрной, не привычной к холоду итальянкой архетипично: холод становится неким фатумом, сверхчеловеческой силой. В общем-то наш Мороз так же коварен и строптив, как какой-нибудь античный повелитель стихий. Впрочем, по стилистике картина Пикки далека от фольклора и мифологии и напоминает триллер.

Но и без традиционных сказок не обошлось. Британский режиссер Тристан Доуз не удержался от фольклорных цитат из сказки про трех медведей. Но эту слабость ему прощаешь, все-таки главные герои его фильма «Медведи» — живые, настоящие люди с их скромными радостями и простой житейской мудростью. « “Мать”, “отец”, “герой России”, “герой Советского Союза” — эти слова для меня много значат», — объясняет мужчина под шестьдесят, добродушный здоровяк в толстой защитной куртке и меховой шапке. Голос звучит буднично, в интонациях нет и намека на духоподъемный официоз.



Британский режиссер Тристан Доуз в своей работе обратился к русскому фольклору о «трёх медведях»



Короткометражка швейцарского режиссера Бенни Яберга «Выпьем!», пожалуй, имеет больше оснований называться фильмом о русской душе, чем все остальные. Герои картины — поэт, актер и физик — рассказывают на камеру, что для них водка и какие откровения случаются в приступах абстинентного синдрома. Звучит не как интервью, а как исповедь в духе Венички Ерофеева: «как трудно быть трезвым». Это впечатление усиливает метафоричность картинки: образность роднит фильм с незабвенной поэмой главного певца русской водки.

«Загадка “Лады”» бельгийца Дитера Десварте то и дело вызывал взрывы смеха и одобрительные аплодисменты зала. Особенно забавно звучат в картине диалоги инспектора ГИБДД и нарушителя, пытающегося доказать, что скорости он не превышал. Герои фильма — совершенно разные люди, но каким-то удивительным образом «Лада» объединяет их в одну, пусть и виртуальную, семью — с маленькими и большими радостями и мелкими неприятностями. В руках умелого сценариста документальная лента Десварте могла бы лечь в основу искрометной комедии положений — и выдумывать ничего не надо.

Фильм «Русские женщины» сняла индийский режиссер Сандхья Саундарам. Ее героини от девочки-балерины до столетней пожилой женщины — живут кто ожиданием любви, кто воспоминаниями о ней, семьей, детьми, работой… Одни счастливы, другие не особенно задумываются о счастье. Сандхья смотрит на них внимательно, но без сентиментальности. По интонации картина получилась лиричной и ироничной одновременно.



Картина Кристины Пикки о русской зиме напоминает триллер




Федор Друзин — единственный российский режиссер альманаха, автор фильма о русской бане. Героев в кадре нет, только голоса звучат: «Баня, она наполняет, очищает не только тело, но и душу», «Баня нужна, чтобы мы не теряли связь с природой и друг с другом». Визуальный ряд — поленья, снег, огонь, вода. Однозначные, лишенные всего наносного символы жизни. Как, впрочем, и смерти: бывает, так увлекаются люди в парилке, что сердечко-то не выдерживает. Но все равно хорошо, потому что в бане «спасение». В жаре от холода, в холоде — от жара. Любимые русские крайности.

Несмотря на некоторую наивность, эти фильмы нельзя назвать лубком, как их окрестил приглашенный на показ документалист Александр Расторгуев. «Развесистая клюква» не смогла бы вызвать искренней реакции зрителей, явно узнававших себя в типажах на экране и отвечающих аплодисментами.

Очень точно суть этих короткометражек определил 22-летний молодой человек из Иркутска: «Я посмотрел на мир вокруг так, как смотрел на него пятилетним ребенком и увидел то, что перестал замечать, когда повзрослел».

Сайт Центра документального кино DOC

Хронология «Кинопоезда»

Международный документальный проект «Кинопоезд» существует с 2008 года, когда команда режиссеров проехала по Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока. Второй кинопоезд был организован в 2010 году и проехал по бывшим среднеазиатским республикам СССР. В январе 2013 года участники проекта побывали в Мурманске, Санкт-Петербурге, Котласе, Томске и Иркутске.
http://mn.ru/culture_film/20130208/337132352.html

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode