Избранное сообщение

пятница, 1 февраля 2013 г.

Промахи незрелой мысли




В Зальцбурге проходит фестиваль "Неделя Моцарта"
2013-02-01 / Илья Овчинников Зальцбург


Центральное событие фестиваля – постановка ранней оперы Моцарта "Луций Сулла".
Фото пресс-службы фестиваля


Десятидневный форум в городе Моцарта, приуроченный к дню рождения композитора, – в самом разгаре. Летнему фестивалю он уступает лишь в продолжительности, большинство его участников – исполнители мирового уровня: пианисты Андраш Шифф, Мария Жоао Пиреш и Пьер-Лоран Эмар, скрипачи Томас Цеэтмайр, Патриция Копачинская и Янин Янсен, дирижеры Саймон Рэттл, Семен Бычков и другие. Центральным событием фестиваля объявлена постановка ранней оперы Моцарта «Луций Сулла» с Роландо Вильясоном и Ольгой Перетятько в главных партиях.

Маэстро Марк Минковский, постоянный гость «Недели Моцарта», с нынешнего года стал ее художественным руководителем. За программу фестиваля отвечает также Матиас Шульц, директор фонда «Моцартеум». Согласно новой инициативе тандема, в афише форума отныне и ежегодно – новая оперная постановка, не обязательно Моцарта: следующий фестиваль откроется «Орфеем и Эвридикой» Глюка. Об оперных постановках на зимнем форуме мечтал еще предыдущий худрук, Штефан Паули; правда, он предлагал делать их раз в несколько лет. В то же время опера – фирменное блюдо летнего фестиваля, соревноваться с которым на этом поле бессмысленно. Тем более что «Луций Сулла» поставлен в копродукции с летним фестивалем и также включен в его программу. Таким образом зимнему достается «право первой ночи», но никак не эксклюзив.


Эксклюзивным ноу-хау «Недели Моцарта» последних лет были изысканные концертные программы. Изобретательно составленные, они объединялись многочисленными явными и скрытыми связями, когда один концерт так или иначе являлся комментарием к другому. Теперь, судя по афише нынешнего и следующего фестивалей, от этого в большой степени осталась лишь видимость: идеи, декларируемые руководством форума, не слишком новы и не складываются в общую картину. При этом исполнительский уровень концертов не упал: так, дирижер Луи Лангре представил блистательную программу из оркестровых сочинений Моцарта и Равеля, а ансамбль французских духовиков Les Vents Franсais великолепно исполнил камерные произведения Моцарта и Пуленка. Но неожиданными эти сопоставления не назовешь, и для развития темы «Моцарт и музыка Франции» их недостаточно.

Намеченной пунктиром осталась и любопытная тема «Моцарт и Вагнер», хотя посвященный ей концерт стал самой яркой страницей первой половины фестиваля. «Сегодня мы отмечаем день рождения Моцарта, – обратился к публике Марк Минковский, – и сыграем в его честь симфонию, которую Вагнер сочинил в 18 лет с явной оглядкой на Моцарта и Бетховена. А также исполним фрагменты оперы «Дон Жуан», чрезвычайно любимой Вагнером». Малоизвестная симфония До мажор Вагнера написана по канонам венских классиков, и тем интереснее уловить в ней зерна, из которых позже вырастут лейтмотивы великих вагнеровских опер. По крайней мере Минковский сделал максимум для того, чтобы их подчеркнуть, не говоря уже об искрометной игре его оркестра «Музыканты Лувра», под которую впору пускаться в пляс.

На одном дыхании пролетела сюита арий и дуэтов из «Дон Жуана», где в нескольких ролях блеснули Кристиан Хелмер и Ольга Перетятько, выкроившая время между двумя представлениями «Луция Суллы». Для нашей соотечественницы, выступавшей на крупнейших сценах мира, эта постановка стала дебютом в Зальцбурге. И дебютом непростым – в беседе с корреспондентом «НГ» певица призналась, что с самого начала работы над партией Джунии ее смущали обилие речитативов и явная неоднородность музыкального материала, созданного 16-летним Моцартом. Действительно, на протяжении первой половины спектакля речитативы, арии и ансамбли в большинстве своем кажутся излишне затянутыми, даже несмотря на сделанные купюры. Это впечатление усиливают и подчеркнуто старомодная сценография, и либретто Джованни де Гамерры – одновременно схематичное и запутанное.


Римский диктатор Луций Сулла изгоняет из Рима сенатора Цецилио, собираясь жениться на его невесте Джунии. Цецилио тайно возвращается в Рим и вместе с другом Цинной готовит заговор против Суллы. Позже заговор раскрывается, Сулла бросает Цецилио в темницу и грозит утопить Рим в крови, однако затем отпускает Цецилио на волю, отказывается от Джунии и даже от власти. Роландо Вильясон в партии Суллы великолепен, хотя память о его предыдущих ролях, от Альфредо до Ромео, не позволяет окончательно поверить в то, что герой – жестокий диктатор. Тем убедительнее его монолог, в котором он обещает отказаться от мести и простить своих врагов: «подобревшему» Сулле в исполнении Вильясона веришь безоговорочно. А до того звучит ария Джунии, уверенной в том, что простилась с любимым навсегда, и уже эти два эпизода стоят всех «промахов незрелой мысли» первого действия. Да и видимая старомодность постановки Маршалла Пинкоски – лишь часть игры. Римские колонны и развалины на заднем плане, яркие костюмы, восходящие скорее ко временам Моцарта, нежели Суллы, танцевальные сцены, напоминающие Мерлезонский балет, – все это постепенно и рождает в душе зрителя самую что ни на есть непосредственную радость.

Оперные спектакли и симфонические концерты - немногие события «Недели Моцарта», носящие сколько-нибудь светский характер. По сравнению с летним фестивалем, поражающим роскошью и размахом, обстановка зимнего более неформальна и дружественна. Основная площадка «Недели» – не гигантский Фестшпильхаус с его сценой, одной из крупнейших в мире, а Большой зал Моцартеума – что-то среднее между Большим и Малым залами Московской консерватории. Из тридцати программ симфонический оркестр участвует лишь в считанных, и если посетители летних концертов стремятся перещеголять друг друга роскошеством костюмов, аудитория «Недели Моцарта» одевается скромнее и ведет себя раскованнее.

До недавних пор зимний форум не только не уступал летнему в исполнительском качестве, но и превосходил его по части доступности для публики: самые дешевые билеты – от 9 до 25 евро. Теперь их количество падает с каждым годом – все больше билетов по цене от 40 евро и выше. Впрочем, не столько дороговизна, сколько сужение репертуарных рамок фестиваля сокращает его молодую аудиторию. В прежние годы ее привлекало одновременное участие в форуме живых классиков (Дьёрдь Куртаг, Пьер Булез, София Губайдулина) и молодых композиторов (Йорг Видман, Матиас Пинчер, Марк Андре), но подобные парные приглашения больше не практикуются. И если композитор-резидент нынешнего фестиваля Иоганнес Мария Штауд все-таки моложе сорока, то гостю следующего форума Арво Пярту ближе к восьмидесяти. Соответственно и публика «Недели Моцарта» не молодеет.

http://antrakt.ng.ru/people/2013-02-01/9_mozart.html

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode