Компания Zoom отчиталась о рекордной выручке: за второй квартал сервис видеоконференций заработал более $1 млрд, что на 54% больше, чем за тот же период год назад. Тем не менее после публикации отчета акции компании несколько дней падали в цене. В моменте снижение достигало почти 17%. При этом, как выяснил “Ъ FM”, российские предприниматели готовы платить за подписки на сервисы онлайн-встреч, но вкладываться в такие компании — нет. Почему? И какое будущее ждет Zoom и его аналоги после пандемии? Об этом — Александр Мезенцев.
Во втором квартале Zoom Video Communications превзошла все ожидания: выручка компании выросла на 54%, прибыль за одну акцию — на 46%. При этом число клиентов, которые готовы платить за подписку более $1 млн в год, увеличилось на 77% — до 156%. Правда, инвесторов такие данные не впечатлили — после публикации стоимость акций сервиса обновила минимум годовой давности. И это неудивительно, ведь сервис сообщил, что до конца года ожидает замедления темпов роста примерно на треть, рассуждает аналитик группы компаний «Финам» Леонид Делицын:
«Даже хорошие результаты компании не так сильно влияют на реакцию рынка, как снижение прогнозов на будущее и реальное описание рисков. Все это ведет к резкому обрушению акций отчасти потому, что в стоимость в значительной степени заложено поведение в будущих периодах, а не в текущих».
О том, что на фоне снятия коронавирусных ограничений интерес людей к видеосервисам снижается, эксперты предупреждают уже несколько месяцев. Так, научно-исследовательский институт Сиены еще в апреле опубликовал исследование, согласно которому число взрослых американцев, регулярно использующих видеосвязь для общения с семьей, за год сократилось с 60% до 36%.
Собеседники, опрошенные “Ъ FM”, сомневаются, что в России ситуация иная. Да и предпринимателей, готовых платить за премиум-подписку, стало меньше, отмечает генеральный директор сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров: «Мы пользовались Zoom в основном для общения с чиновниками. И на маленьких, и на больших конференциях сложилось впечатление, что сервис заменяет окна. То есть сидишь дома, открыл окно, покричал что-то и закрыл. Никто друг друга не слышит, не слушает, все занимаются своими делами».
Тем не менее во многих отраслях онлайн-конференции в Zoom и его аналогах, например, Microsoft Teams, Google Meet или Messenger Rooms, вошли в привычку. В финансовых и IT-компаниях отказываться от них не планируют, рассуждает сооснователь сервиса «Битрикс24» Сергей Рыжиков: «Внутри компании для видеозвонков мы используем "Битрикс24", а для больших конференций, где участвует тысяча человек, — Zoom, у нас есть соответствующая подписка. В каком-то смысле сам сервис стал стандартом для переговоров. Привычки изменились безвозвратно. И у самого сервиса будущее безоблачно».
Но теперь сервисам видеоконференций придется бороться за корпоративных клиентов не только друг с другом, но и с мессенджерами, говорит председатель правления «НДВ-Групп» Александр Хрусталев: «Zoom спокойно могут заменить Telegram и WhatsApp. Тем не менее у нас есть платная подписка на сервис, потому что он позволяет провести 10 встреч в день. Если я буду ездить, то проведу не больше трех».
Впрочем, сервисы видеоконференций уже работают над расширением услуг, чтобы оправдать платные подписки. Так, за последнее время Zoom запустил площадку для проведения крупных мероприятий, облачную телефонию и купил поставщика облачных контакт-центров Five9. При этом, если финансовые показатели Zoom продолжат снижаться, ее покупкой могут заинтересоваться крупные игроки, например, Google или Amazon. И тогда, как отмечают собеседники “Ъ FM”, все технологии и наработки точно не останутся заброшенными до следующей пандемии.