С начала года ставка центробанка, регулирующая стоимость кредитов в экономике и доходность вложений в рубли, уже выросла на 2,5 процентного пункта, что стало самым резким циклом ужесточения с 2014 года.
Подписывайтесь на Finanz.ru в Telegram
«Выросшие цены на товары повседневного спроса спровоцировали рост инфляционных ожиданий, да еще и низкие ставки по депозитам и кредитам подталкивали людей больше тратить. Если не реагировать на рост инфляции и инфляционных ожиданий, мы можем получить инфляционную спираль. Поэтому Банк России неделю назад вновь повысил ключевую ставку», - объяснила Набиуллина.
Люди предпочитают больше тратить, а не сберегать, констатировала она, а кроме того продолжается быстрый рост необеспеченного потребительского кредитования. «Эти темпы роста нас волнуют с точки зрения социальной и финансовой стабильности, - сказала Набиуллина. - В случае негативного развития ситуации одновременное ухудшение качества портфеля произойдет у всех (банков)».
По данным Росстата, на 13 сентября темпы роста потребительских цен достигли нового 5-летнего рекорда - 6,84%, а продовольственная инфляция приблизилась в 6-летнему пику - 8,54%. «Очередной виток разгона цен стартовал в августе на фоне дополнительных социальных выплат», - отмечает аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.
«Если чуда не случится и цены на мясо и молочку не начнут идти вниз, российская инфляция за сентябрь уже превысит 7%, - оценивает президент ИГ «Московские партнеры» Евгений Коган. - Это почти гарантирует то, что на следующем заседании наш ЦБ повысит ставку, как минимум, на 25 б.п».
И если изначально рынок ждал, что на уровне 7% ЦБ остановится, то теперь утверждать это становится все сложнее, пишут аналитики ITI Capital. В рисковых сценариях своего макропрогноза центробанк допускает повышение ключевой ставки и до 8%, и до 9%.
«В случае неблагоприятного развития ситуации с инфляцией уже в октябре возможен шаг в 50 б.п.», прогнозирует Дмитрий Полевой, инвестиционный директор «Локо-Инвест». В этом случае Набиуллина может одеть брошку в виде удава, который символизирует «ласковое» отношение ЦБ к бизнесу и удушение инфляции; если ЦБ же поднимет ставку сразу на 100 б.п., то Набиуллиной вместо брошки можно будет надеть просто крест - «надгробный, для нашей экономики», иронизирует Коган.
Материалы по теме