Обновленная программа займов Минфина предполагает размещение государственных облигаций в этом году на общую сумму 5,4 триллиона рублей.
Около триллиона рублей уйдет на погашение ранее выпущенных бумаг, и «чистыми» по итогам года бюджет планирует привлечь на рынке 4,42 триллиона рублей, сообщил «Интерфаксу» источник, близкий к правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.
На начало сентября этот план был исполнен только на треть, или 1,5 триллиона рублей. Таким образом, до конца года Минфину нужно занять почти 3 триллиона рублей - беспрецедентную сумму для столь короткого промежутка времени.
Деньги нужны, чтобы оплатить все заложенные в бюджет расходы - 22,561 триллиона рублей, объясняет источник «Интерфакса». По его словам, если занять нужную сумму не получится, бюджет придется резать.
За 8 месяцев Минфин собрал в бюджет 11,7 триллиона рублей - на 1,5 триллиона меньше, чем год назад. Нефтегазовые доходы рухнули на 38%, тогда как сборы с несырьевого сектора экономики просели меньше: НДС - на 2,5%, таможенные пошлины - на 12%, налог на прибыль - на 14%, а поступления акцизов даже выросли (+1,2%).
Тем не менее, за январь-август Минфин накопил 1,7 триллиона рублей дефицита. В июне и июле бюджет тратил на треть больше, чем собирал; в августе «дыра» сжалась до 20% от размера казны.
До конца года правительство планирует нарастить расходы на 35% и тратить в среднем 2,3 трлн рублей в месяц (против 1,7 трлн в январе-августе). «Такой график, когда на последние 4 месяца приходится 40% расходов от годового плана, в целом не нарушает обычной сезонности», - говорит экономист Райффайзенбанка Станислав Мурашов.
Деньги нужны прежде всего на статью «национальная экономика». «По ней сейчас один из самых низких уровней исполнения, а ведь именно она отражает ход инфраструктурных расходов, на которые опирается план по выходу экономики из кризиса», - отмечает Мурашов.
Впрочем, кто купит запланированный Минфином объем долга, остается неясным. Даже если российская банковская система задействует все свои резервы, их все равно не хватит, чтобы удовлетворить аппетит бюджета полностью: на депозитах в ЦБ и в его купонных облигациях банки хранят 2,4 трлн рублей.
К тому же, из системы идет значительный отток в наличные, указывает Мурашов: с начала года объем «кэша» в обращении взлетел на 20%, или 2 триллиона рублей.
В прошлом году Минфин полагался на иностранных инвесторов: они купили ОФЗ на 1,04 триллиона рублей и обеспечили три четверти суммы, которую бюджет привлек на рынке (1,377 трлн).
Но в этом году их интерес угас почти до нуля. В апреле, на фоне обвала нефти и рубля, нерезиденты сбросили госбумаги на 293 млрд рублей, затем частично восстановили позиции (+166 млрд рублей), а в июне взяли «мхатовскую» паузу, которую держат уже больше трех месяцев: они не продают, но и не покупают новые облигации.
«На российский долговой рынок оказывают давление усиление рисков, связанных с политическими протестами в Беларуси и ситуацией вокруг Алексея Навального», - говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Эти риски могут сорвать планы Минфина и вынудить правительство отказаться от части запланированных на этот год расходов, считает она.
Материалы по теме