На 2021 год Минфин закладывает увеличение сборов в федеральную казну на триллион рублей - вместо 17,8 трлн в этом году государство ждет 18,8 трлн.
Из этой суммы лишь меньше трети - 6 трлн рублей - обеспечит углеводородная рента, рухнувшая вместе с ценами на нефть и газ.
70% доходов бюджета должен обеспечить несырьевой сектор экономики, для которого государство запланировало новые сборы на сумму 504 млрд рублей.
Металлургам и производителей удобрений в 3,5 раза повышают налог на добычу полезных ископаемых, что, по оценкам правительства, принесет 56 млрд рублей.
Попытки договориться об уступках через Российский союз промышленников и предпринимателей закончились ничем. «Федеральный бюджет потратил в этом году около 4 триллионов рублей. Взяв их не у бизнеса, а заняв их на рыночных условиях у банков. А вы тут из-за пятидесяти, из-за шестидесяти миллиардов устраиваете какую-то помойку», - пояснил позицию правительства в среду вице-премьер Андрей Белоусов.
Для нефтяных компаний меняется формула налога на добавленный доход, отменяются льготы по НДПИ и экспортной пошлине для сверхвязкой нефти. Это, как считает кабмин, принесет 218 млрд рублей дополнительных денег в бюджет.
Для физических лиц вводится прогрессивная шкала НДФЛ. Люди с доходами от 5 млн рублей в год будут платить 15% вместо 13% и пополнят бюджет на 60 млрд рублей.
Одновременно вводится налог на доход с банковских вкладов, от которого государство ждет 100 млрд рублей. Впрочем, эти деньги поступят в бюджет в 2022 году.
Наконец, на 20% повышается акциз на сигареты, от которого бюджет получит дополнительно 70 млрд рублей.
Бюджетная политика в России «должна отражать запросы людей», заявил в среду, выступая перед сенаторами, президент Владимир Путин. Повышение налоговой нагрузки он назвал «оправданным и назревшим шагом», который является «справедливым и нравственно обоснованным».
«В ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной», - пояснил глава правительства Михаил Мишустин.
Страны Запада снижают налоги для поддержки экономики, однако «в России снова решили идти своим, уникальным путем», констатирует аналитик QBF Олег Богданов.
Два года назад власти уже повышали НДС, что принесло в бюджет 639 млрд рублей, а также провели пенсионную реформу, которая позволила заморозить расходы на выплаты пенсий (за сокращения численности пенсионеров).
Но начав затягивать налоговые гайки, чиновники не смогли остановиться. В классической экономической теории этот механизм известен как «налоговая ловушка»: в стремлении собрать больше денег власть гасит предпринимательскую активность. В результате после кратковременного повышения сборов налогооблагаемая база сокращается. Чтобы удержать поступления в бюджет, налоги приходится повышать снова, и ситуация замыкается в порочный круг.
В эту ловушку в конце прошлого века попали страны Латинской Америки, рассказывает доцент кафедры экономтеории КемГУ Наталья Дятлова: стагнация экономики привела к тому, что в начале 2000х у Аргентины, Бразилии и Венесуэлы уровень ВВП на душу населения был таким же, как и в начале 1980х.
Сейчас российский ВВП на душу ниже, чем Малайзии, хотя в начале 1990х был на 40% выше, говорит указывает завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин.
Правительство ставит целью добиться роста экономики на 3% в год и на столько же - реальных располагаемых доходов, сообщил Белоусов. Но с идеей ускорения экономического роста повышение налоговой нагрузки никак не согласуется, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
«Правительство ссылается на пандемию, на необходимость закрывать как-то дефицит бюджета. Возникает вопрос - а почему правительство не использует резервы, например, ФНБ?» - удивляется Богданов.
Из фонда, где к началу кризиса было накоплено почти 150 млрд долларов нефтегазовых доходов, в этом году на покрытие бюджетного дефицита Минфин возьмет 342 млрд рублей. На следующий год запланированы расходы всего в 91 млрд рублей. Это 3,3% от размера запланированной «дыры» в казне и чуть больше 1% от свободных средств фонда (119 млрд долларов на 1 сентября).
С 2022 года вместо расходования фонда Минфин снова намерен его наполнять.
Общая налоговая нагрузка в России - около 33% ВВП - уже соответствует среднему уровню по Евросоюзу, отмечает Миркин. Но страны ЕС растут медленно, а догнать их увеличивая сборы никак не получится.
Впрочем, авторитарные режимы не заинтересованы в стабильном экономическом росте, объясняет Дятлова: богатеющей средний класс предъявляет претензии и становится головной болью.
«Зрелому авторитаризму приходится поддерживать не рост, а стабильность и активно заниматься внутренним перераспределением», - констатирует она.
Материалы по теме