На фоне снижения цен на нефть и массивной утечки данных американской финразведки, показавших отмывание миллиардов долларов из России через западные банки, курс доллара вырос рекордно за три недели, а евро оформил новый максимум с 2016.
Сделки с «расчетом» завтра на Московской бирже заключались по 90,4 рубля за евро и 76,5550 рубля за доллар, прежде чем курсы отступили к отметкам 76,28 и 89,88 рубля соответственно (на 13.35 мск).
Ноябрьские фьючерсы на нефть Brent дешевеют на 2%, до 42,25 доллара за баррель на ожиданиях, что Ливия возобновит экспорт, поставляя в Европу до 1 миллиона баррелей в сутки.
Рубль дешевеет синхронно с валютами развивающихся стран, которые теряют в понедельник до 1,7%, констатирует главный аналитик Промсвязьбанка Богдан Зварич.
Рынки «дружно» идут вниз по мере того, как число новых случаев коронавируса в мире увеличивается, а новый план стимулов для экономики США остается подвешенным в воздухе, отмечает стратег Альфа-банка Джон Уолш.
Новости, что США подозревают некоторых дружественных власти российских бизнесменов в отмывании денег через западные банки, могут вызвать опасения санкционной угрозы», что также давит на рубль, говорит замруководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.
Список возможных санкций продолжает пополняться: наверняка последует реакция ОЗХО за использование отравляющих веществ при покушении на Алексея Навального, указывает аналитик «Финама» Ярослав Кабаков.
Впрочем, ослабление рубля - это бальзам на душу федеральному бюджету, который, по оценкам Минфина, будет сведен в этом году с дефицитом в 4 триллиона рублей.
Курсы валют на МосБирже идут вверх на старте налоговой недели, когда экспортерам нужно рассчитаться с государством по НДПИ, акцизам и НДС на сумму триллион рублей, отмечает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин.
Чем дороже доллар и евро - тем выгоднее нефтегазовые корпорации смогут продать скудную валютную выручку. Российский ЦБ не препятствует падению рубля, придерживаясь «некоторой нейтральности», отмечает профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита РАНХиГС Юрий Юденков.
В сентябре ЦБ снизил объем интервенций на валютном рынке до минимума с начала кризиса, продавая валюту на 2,1 млрд рублей в день. «Получается, что мы сейчас работаем на экспортеров», - говорит Юденков. Впрочем, у самих экспортеров валюты не так много: доходы от экспорта нефти на четверть ниже прошлогодних, профицит торгового баланса с начала года сжался вдвое (до 57,3 млрд долларов), а платежный баланс стал дефицитным: в августе отток по основным статьям превысил приток на 1,3 млрд долларов.
Материалы по теме