- 21.09.2020 17:40:00
После публикации Международным консорциумом журналистских расследований данных финзразведки США об отмывании 2 триллионов долларов через крупнейшие банки индекс банковских акций ЕС рухнул на 5% - рекордно с марта.
Бумаги Deutsche Bank обвалились на 8%, отрезав от капитализации крупнейшего банка Германии миллиард евро за четыре часа. По данным FinCEN, через банк с 1997 по 2017 год прошли сомнительные транзакции на 1,3 триллиона долларов, что сделало Deutsche чемпионом «отмывания» как в Европе, так и на планете.
Банк назвали участников переводов средств «Сургутнефтегаза» на 430 млн долларов: компания находится под технологическими санкциями США с 2014 года, а два года назад в персональных санкционный список попал ее глава Владимир Богданов.
Через Deutsche, согласно опубликованным данным, прошел платеж на 8 млн долларов от британское семье экс-руководителя Внешэкономбанка и замминистра Владимира Чернухина от Сулеймана Керимова, который год назад оказался во французской тюрьме по обвинению в отмывании денег, ввезенных, как утверждала прокуратура Ниццы, в чемоданах.
На 5% падал в моменте акции Barclays, который, по данным FinCEN, мог использоваться Аркадием Ротебергом - фигурантом санкционных списков с момента присоединения Крыма.
В 2008 году Barclays открыл счет компании Ротенберга под названием Advantage Alliance. А в период с 2012 по 2016 год компания перевела 60 млн фунтов. Многие транзакции произошли после того, как на братьев Ротенберги были наложены санкции. Впрочем, в апреле 2016-го банк нескольких счетов, которые были связаны с Ротенбергами. Шесть месяцев спустя банк закрыл счет Advantage, заметив, что он используется для перевода подозрительных средств.
До минимума с 1995 года рухнули акции крупнейшего в Британии по активами банка HSBC, который помимо упоминания в расследовании попал на радары властей Китая.
Банк - крупнейший иностранный «игрок» на рынке Гонконга - может быть внесен в список «неблагонадежных кредитных организаций», которые представляют угрозу для национальной безопасности КНР, сообщила в понедельник The Global Times, которая считается «рупором» компартии по международным вопросам.
С начала года акции банковского сектора Европы упали на 43%, так не сумев восстановиться в пост-ковидном ралли, которое подбросило капитализацию мировых рынков до рекордных 90 триллионов долларов.
Хотя опубликованные данные об отмывании охватывают период лишь до 2017 года, это «еще один негативный сигнал» для банков, которым уже грозит немало проблем, отмечает аналитик Zurcher Kantonalbank Мэтт Штриммер.
Пандемия оставила на балансах потенциально дефолтные кредиты, ударив по странам Южной Европы, которые за последние 10 лет уже пережили как минимум два долговых кризиса.
Отдельной проблемой становится Турция, на рынке которой активно работали испанские банки: лира стремительно дешевеет, теряя 27% с начала года и обновляя исторические минимумы в ежедневном режиме. Это добавляет проблем турецким банкам, которые должны внешним кредиторам более 100 млрд евро.
Дополнительные риски для банковской системы Европы несет тот факт, что банки скупают в основном национальный госдолг и имеют слабо диверсифицированные потрфели, которые в случае кризиса не затормозят, а ускорят разрыв банковских балансов, предупреждают аналитики S&P.
Если в Германии и Франции эта доля находится в диапазоне 5-10%, то в Португалии и Испании достигает 20%, а в отдельных странах - 50%: это означает, что в случае роста падения цен гособлигаций банкам придется списать значительную часть активов и потерять капитал, считают в агентстве.
Материалы по теме