Избранное сообщение

понедельник, 24 октября 2016 г.

«России нужно «позеленеть», чтобы поднять экономику»

24 октября 2016, 00:01



Рае Квон Чунг, советник генсека ООН, в интервью «Известиям» объяснил, как инвестиции в «зеленую» экономику помогут России выйти из кризиса


Фото из архива международной энергетической премии "Глобальная Энергия"


Рае Квон Чунг, член Международного комитета по присуждению премии «Глобальная энергия», советник председателя группы лидеров и экспертов высокого уровня по проблемам воды и стихийным бедствиям при Генеральном секретаре ООН, бывший главный советник Генерального секретаря ООН по вопросам изменения климата, лауреат Нобелевской премии мира, рассказал «Известиям», что нужно предпринять, чтобы страна не только выбралась из экономического кризиса, но и встала на путь устойчивого роста экономики.


— Стоит ли России думать о «зеленой» экономике, учитывая, что экономика нашей страны находится сейчас в кризисе?

— С точки зрения долгосрочной перспективы инвестирования в «зеленую» экономику нужны именно сейчас, несмотря на кризис, чтобы в будущем страна стала более конкурентоспособной. Важно также создание рабочих мест в этой области.

— Россия уже сделала какие-то шаги в эту сторону?

— Не стоит переживать о месте Российской Федерации в «зеленых» технологиях, потому что весь мир пока находится только на начальном этапе этого развития. Парижские соглашения 2015 года определили, что сообщество всех стран мира приняло на себя обязательства идти путем развития «зеленой» экономики. Если обратить внимание на пример Китая, нашего ближайшего соседа, то там уже служба такси работает на электромобилях, мотоциклы — электромобили. Это говорит о том, что страна уже готова внедрять «зеленые» технологии. В отношении России весь вопрос в том, насколько на властном уровне будет принято решение о каких-то конкретных шагах в этой области.
Читайте еще:

Минфин готовится краспродаже золота и алмазов
Ситуация с бюджетом заставляетведомство начать масштабные продажидрагметаллов и камней

— Отсюда вытекает вопрос, насколько на уровне правительства России присутствует политическая воля, чтобы начать движение в эту сторону.

— Россия может стать тем форвардом, который поменяет мировую политическую парадигму. Ее роль в присоединении к Парижским соглашениям прошлого года была очень важна. Я считаю, что в России есть политическая воля и готовность принимать решения. Другое дело, что во время тяжелой экономической ситуации не так легко простым потребителям поддерживать эту инициативу.

— Насколько велика роль общества в процессе перехода на перспективную экономику?

— Конечно, неоспоримо то, что политическая воля важна для принятия каких-либо решений, но она невозможна без поддержки со стороны общества. Это очень сложно, потому что общество состоит из множества голосов и мнений, иногда полярных.

— Есть ли у России какие-то особенности, которые могут способствовать более успешному внедрению экологической экономики?

— Преимущества России — в больших сельскохозяйственных угодьях, обилии лесов, что в будущем позволит использовать их для «зеленой» энергетики. Но вопрос в том, насколько энергоэффективные стандарты у вас применяются. Особенно это касается крупных городов. Области, в которых необходимо улучшать энергоэффективность, — это транспортный сектор, строительство зданий и производственная отрасль. В данный момент используются устаревающие технологии, теряется очень много энергии. Надо внедрять новые строительные стандарты, решать вопрос по выбросам углекислого газа в транспортном секторе. Если эти вопросы будут проработаны, то я считаю, что у вас большие перспективы в области «зеленого» роста.

— Через какое время все эти вложения могут принести экономические результаты, ощутимые для общества?

— Очень сложно строить прогнозы, потому что понятие «зеленая» экономика» — это не планка, которую можно взять, а некая перспектива, куда нужно стремиться. Индикаторов достижения цели нет. Что касается России, у вас есть хороший потенциал для движения в этом направлении и все элементы успеха, которые позволяют прийти к «зеленой» экономике: это и финансовый сектор, и технологический сектор, и человеческий потенциал. Посмотрите на страны Восточной Азии. Им потребуется на это гораздо больше времени и будет гораздо тяжелее, потому что там нет ни денег, ни технологических ресурсов. Для России это вопрос не тяжелого и упорного пути, а расстановки приоритетов. На данный момент развитие «зеленых» технологий для вашей страны, к сожалению, не приоритетная задача. Но России нужно «позеленеть», чтобы поднять экономику.

— Какие шаги нужно сейчас предпринять, чтобы начать движение в сторону устойчивого экономического роста?

— Всё зависит от цен на энергию. Если она слишком низкая, то мы никогда не дорастем до энергоэффективности, потому что проще использовать углеводороды, чем инвестировать в низкоуглеродные технологии. Посмотрите на Саудовскую Аравию — она развивает возобновляемую энергетику, хотя имеет большие запасы углеводородов. В Европе, Японии, Южной Корее очень высокие цены на энергию, и, как результат, эти страны более конкурентоспособны с точки зрения своей экономики. России тоже нужно дойти до европейского уровня цен на энергию. Если идти по этому пути, то положительный результат очень скоро будет ощутим в производственном секторе. Конечно, слишком резко и слишком сильно цены повышать нельзя, потому что это будет тяжелое бремя для потребителя.

— Поясните, пожалуйста, каким образом высокие цены на энергию способствуют росту производства.

— Если цены на энергию будут высоки, то поменяется поведение людей. Они задумаются об энергосбережении. Так это произошло в Европе: там изначально вкладывают средства в более дорогие продукты (например, в герметичные окна), чтобы потом экономить на энергии. За счет этого деньги поступают в сектор по производству окон. Таким образом высокие цены на энергию делают производство более эффективным.

В Китае рост цен на энергию привел к развитию производства электромобилей. Сейчас эта страна уже занимается экспортом электромобилей, чем поднимает уровень своей экономики. В Дании высокие цены на энергоресурсы в 1980–1990-х годах привели к развитию производства ветряных генераторов. При поддержке правительства датчане начали разрабатывать технологии по производству ветряных турбин, и в результате компания Vestas (производитель турбин) стала первой в мире в своем сегменте. Продажа этих турбин в другие страны составила 5% от всего экспорта страны. Это пример правильного политического решения.



Читайте далее: http://izvestia.ru/news/639225#ixzz4NyH62Wkb


http://izvestia.ru/news/639225
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode