23.10.2016 19:25
Рубрика: Экономика
Минфин, откройся
Текст: Александра Воздвиженская
Российская газета - Федеральный выпуск №7108 (240)
Установите лимит снятия наличных с карты, чтобы мошенники не могли получить все ваши деньги. Фото: Reuters
Нам все труднее бывает разгадать уловки, которыми мошенники выманивают у нас деньги. Они порой похожи на реальные жизненные ситуации. Одно из самых распространенных ноу-хау: "Ой, я случайно перевела на ваш счет 200 рублей. Верните, пожалуйста".
Читайте также
Россиян обучат финансовой грамотности на Неделе сбережений
Как сохранить свои деньги и обеспечить безопасность личных финансов? Об этом шла речь на "горячей линии" в "Российской газете". Читатели предложили выпустить специальный сборник мошеннических уловок. И попросили минфин рекомендовать банкам держать для клиентов в своих отделениях памятки о правилах обращения с картами и об основных типах финансовых продуктов.
Гостья редакции, стратегический координатор проекта Минфина России и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ" Анна Зеленцова одобрила идею и пообещала "поговорить об этом со своими партнерами" на третьей Всероссийской неделе сбережений, которая начинается 24 октября.
Ни один сотрудник банка не имеет права спрашивать PIN-код. Если спросил, значит это мошенник
Анна Владимировна, дозвонившиеся на "горячую линию" чаще всего жалуются, что с их счетов незаконно списывают деньги. Какие уловки мошенников здесь самые распространенные и как не попасться на них?
Анна Зеленцова: Одна из потенциальных угроз незаконного списания денег со счетов - это звонки мошенников по телефону и sms, когда вам говорят: "У вас заблокированы деньги". И добавляют, что нужно сделать, чтобы разблокировать их. Никогда - запомните - никогда не звоните по таким телефонам. Проверенный телефон - только тот, который указан на обороте вашей карты и на официальном сайте банка.
Позвонив, вы узнаете, действительно ли есть проблемы со счетом. Еще один важный момент: ни один сотрудник банка не имеет права спрашивать PIN-код. Если спросил, значит, это мошенник.
Банки сейчас уже заботятся о своих клиентах. Если вы подходите к банкомату, то на нем встречаются надписи: "Прикрывайте клавиатуру рукой, когда вводите PIN-код". Некоторые даже пишут это на чеках.
Мы, в свою очередь, в рамках проекта минфина выпустили 7,5 миллиона информброшюрок и отправили их в регионы, там в том числе написано, как пользоваться картами. А сейчас выпустили газету "Современный пенсионер",так как люди преклонного возраста боятся пользоваться картами, а им приходится это делать.
Часто говорят, что население у нас с довольно низким уровнем финграмотности, поэтому и попадается на уловки. Брокер что-то предлагает, не объясняя деталей, или микрофинансист говорит, что его заем дешевле, чем в банке. Александра из Москвы интересуется: участники финрынка достаточно грамотны?
Читайте также
Владимир Соловьев: В нашей стране я предпочитаю пользоваться наличкой
Анна Зеленцова: Люди, работающие в финансовой сфере, более компетентны. Другое дело, что персонал организаций, которые работают непосредственно с населением, не очень хорошо знает свои финансовые продукты или не умеет объяснять просто и доступно, что лучше подойдет для клиента.
Мы начали сотрудничать в рамках проекта минфина с финорганизациями и обучили более тысячи специалистов, подготовили тьюторов (преподаватели, нацеленные на индивидуальный подход). Сотрудников организаций легче обучить, но у них есть другая проблема: они не привыкли ставить себя на место клиента, чтобы понимать, зачем человеку нужен, например, депозит.
По данным НАФИ, более 80 процентов опрошенных россиян довольны доступностью финуслуг, то есть им достаточно банкоматов, отделений банков и прочего. Но они не удовлетворены простотой и понятностью услуг, не понимают, чем отличаются 45 видов банковских карт, в чем риски, плюсы и минусы, поэтому персонал тоже нужно многому учить.
Юлия из Красногорска спрашивает, что делать, если с карточки списали деньги? Есть универсальные средства доказать банку, что деньги списаны без ведома владельца карты?
Анна Зеленцова: Начнем с того, что нужно сделать, чтобы деньги случайным образом не списывались. Первое - лучше всего не хранить большие суммы на карте. Деньги, которые не нужны для ежедневного пользования, переводите на другой счет или ограничьте лимиты снятия наличных. Это можно сделать практически в любом банке.
Второе - если у вас не пять копеек на карте, а приличная сумма, подключите sms-оповещение. Стоимость услуги - от 30 до 60 рублей в месяц. Так будет легче отследить операции по карте, и как только пройдет сомнительное списание средств, вы тут же получите об этом уведомление на свой телефон. После того как вы получили его, нужно немедленно звонить в банк, блокировать карту, идти в офис и писать заявление. Дальше бремя расследований ложится на плечи банка: вы не должны искать воров, доказывать свою непричастность.
Если операцию по карте не удалось оспорить в банке, тогда жалуйтесь в Роспотребнадзор или Центробанк
А кто гарантирует, что банк не потребует дополнительных документов?
Читайте также
Банк России создаст сайт по развитию финансовой грамотности
Анна Зеленцова: В Федеральном законе "О национальной платежной системе" (номер 161), статья 9, указано, что сейчас эту ответственность возлагают на банки. Там же прописано, что обратиться в банк вы должны в течение 24 часов после проведения такой операции. Поэтому и нужно sms-оповещение.
У меня был такой случай. Я сидела дома, пила чай, и вдруг мне пришла sms о том, что кто-то оплатил билеты моей картой. Банк, которым я пользуюсь, большие операции без sms-подтверждения не пропускает, но это была небольшая сумма - около тысячи рублей. Я тут же позвонила в банк, заблокировала карту, пришла в отделение, написала заявление. Деньги мне вернули, а карту перевыпустили. Всем этим занимался банк.
Если вдруг операцию по карте не удалось оспорить, тогда вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор или Банк России. Чаще всего по спорным операциям банки все возвращают, что требует некоторого времени.
То есть банк может сам установить, пользовался ты картой или нет?
Анна Зеленцова: Конечно. Но профилактика лучше всего.
Еще один совет - не пишите нигде свои PIN-коды, не давайте никому пароль, не упускайте карту из поля зрения. Например, вы были в кафе, отдали карту для оплаты счета, а ее унесли. Сейчас официанты должны по вашему требованию выносить терминал к столику и при вас вводить размер оплаты. Если нет выносного терминала, вы говорите: "Ничего страшного, я схожу с вами на кассу". И там оплачиваете. Не допускайте таких случаев: если это приведет к незаконному списанию средств, то здесь банк может в каких-то ситуациях не поверить вам.
Продолжение "горячей линии" читайте в ближайших номерах "РГ".
https://rg.ru/2016/10/24/anna-zelencova-chashche-vsego-po-spornym-operaciiam-banki-vse-vozvrashchaiut.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Рубрика: Экономика
Минфин, откройся
Текст: Александра Воздвиженская
Российская газета - Федеральный выпуск №7108 (240)
Установите лимит снятия наличных с карты, чтобы мошенники не могли получить все ваши деньги. Фото: Reuters
Нам все труднее бывает разгадать уловки, которыми мошенники выманивают у нас деньги. Они порой похожи на реальные жизненные ситуации. Одно из самых распространенных ноу-хау: "Ой, я случайно перевела на ваш счет 200 рублей. Верните, пожалуйста".
Читайте также
Россиян обучат финансовой грамотности на Неделе сбережений
Как сохранить свои деньги и обеспечить безопасность личных финансов? Об этом шла речь на "горячей линии" в "Российской газете". Читатели предложили выпустить специальный сборник мошеннических уловок. И попросили минфин рекомендовать банкам держать для клиентов в своих отделениях памятки о правилах обращения с картами и об основных типах финансовых продуктов.
Гостья редакции, стратегический координатор проекта Минфина России и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ" Анна Зеленцова одобрила идею и пообещала "поговорить об этом со своими партнерами" на третьей Всероссийской неделе сбережений, которая начинается 24 октября.
Ни один сотрудник банка не имеет права спрашивать PIN-код. Если спросил, значит это мошенник
Анна Владимировна, дозвонившиеся на "горячую линию" чаще всего жалуются, что с их счетов незаконно списывают деньги. Какие уловки мошенников здесь самые распространенные и как не попасться на них?
Анна Зеленцова: Одна из потенциальных угроз незаконного списания денег со счетов - это звонки мошенников по телефону и sms, когда вам говорят: "У вас заблокированы деньги". И добавляют, что нужно сделать, чтобы разблокировать их. Никогда - запомните - никогда не звоните по таким телефонам. Проверенный телефон - только тот, который указан на обороте вашей карты и на официальном сайте банка.
Позвонив, вы узнаете, действительно ли есть проблемы со счетом. Еще один важный момент: ни один сотрудник банка не имеет права спрашивать PIN-код. Если спросил, значит, это мошенник.
Банки сейчас уже заботятся о своих клиентах. Если вы подходите к банкомату, то на нем встречаются надписи: "Прикрывайте клавиатуру рукой, когда вводите PIN-код". Некоторые даже пишут это на чеках.
Мы, в свою очередь, в рамках проекта минфина выпустили 7,5 миллиона информброшюрок и отправили их в регионы, там в том числе написано, как пользоваться картами. А сейчас выпустили газету "Современный пенсионер",так как люди преклонного возраста боятся пользоваться картами, а им приходится это делать.
Часто говорят, что население у нас с довольно низким уровнем финграмотности, поэтому и попадается на уловки. Брокер что-то предлагает, не объясняя деталей, или микрофинансист говорит, что его заем дешевле, чем в банке. Александра из Москвы интересуется: участники финрынка достаточно грамотны?
Читайте также
Владимир Соловьев: В нашей стране я предпочитаю пользоваться наличкой
Анна Зеленцова: Люди, работающие в финансовой сфере, более компетентны. Другое дело, что персонал организаций, которые работают непосредственно с населением, не очень хорошо знает свои финансовые продукты или не умеет объяснять просто и доступно, что лучше подойдет для клиента.
Мы начали сотрудничать в рамках проекта минфина с финорганизациями и обучили более тысячи специалистов, подготовили тьюторов (преподаватели, нацеленные на индивидуальный подход). Сотрудников организаций легче обучить, но у них есть другая проблема: они не привыкли ставить себя на место клиента, чтобы понимать, зачем человеку нужен, например, депозит.
По данным НАФИ, более 80 процентов опрошенных россиян довольны доступностью финуслуг, то есть им достаточно банкоматов, отделений банков и прочего. Но они не удовлетворены простотой и понятностью услуг, не понимают, чем отличаются 45 видов банковских карт, в чем риски, плюсы и минусы, поэтому персонал тоже нужно многому учить.
Юлия из Красногорска спрашивает, что делать, если с карточки списали деньги? Есть универсальные средства доказать банку, что деньги списаны без ведома владельца карты?
Анна Зеленцова: Начнем с того, что нужно сделать, чтобы деньги случайным образом не списывались. Первое - лучше всего не хранить большие суммы на карте. Деньги, которые не нужны для ежедневного пользования, переводите на другой счет или ограничьте лимиты снятия наличных. Это можно сделать практически в любом банке.
Второе - если у вас не пять копеек на карте, а приличная сумма, подключите sms-оповещение. Стоимость услуги - от 30 до 60 рублей в месяц. Так будет легче отследить операции по карте, и как только пройдет сомнительное списание средств, вы тут же получите об этом уведомление на свой телефон. После того как вы получили его, нужно немедленно звонить в банк, блокировать карту, идти в офис и писать заявление. Дальше бремя расследований ложится на плечи банка: вы не должны искать воров, доказывать свою непричастность.
Если операцию по карте не удалось оспорить в банке, тогда жалуйтесь в Роспотребнадзор или Центробанк
А кто гарантирует, что банк не потребует дополнительных документов?
Читайте также
Банк России создаст сайт по развитию финансовой грамотности
Анна Зеленцова: В Федеральном законе "О национальной платежной системе" (номер 161), статья 9, указано, что сейчас эту ответственность возлагают на банки. Там же прописано, что обратиться в банк вы должны в течение 24 часов после проведения такой операции. Поэтому и нужно sms-оповещение.
У меня был такой случай. Я сидела дома, пила чай, и вдруг мне пришла sms о том, что кто-то оплатил билеты моей картой. Банк, которым я пользуюсь, большие операции без sms-подтверждения не пропускает, но это была небольшая сумма - около тысячи рублей. Я тут же позвонила в банк, заблокировала карту, пришла в отделение, написала заявление. Деньги мне вернули, а карту перевыпустили. Всем этим занимался банк.
Если вдруг операцию по карте не удалось оспорить, тогда вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор или Банк России. Чаще всего по спорным операциям банки все возвращают, что требует некоторого времени.
То есть банк может сам установить, пользовался ты картой или нет?
Анна Зеленцова: Конечно. Но профилактика лучше всего.
Еще один совет - не пишите нигде свои PIN-коды, не давайте никому пароль, не упускайте карту из поля зрения. Например, вы были в кафе, отдали карту для оплаты счета, а ее унесли. Сейчас официанты должны по вашему требованию выносить терминал к столику и при вас вводить размер оплаты. Если нет выносного терминала, вы говорите: "Ничего страшного, я схожу с вами на кассу". И там оплачиваете. Не допускайте таких случаев: если это приведет к незаконному списанию средств, то здесь банк может в каких-то ситуациях не поверить вам.
Продолжение "горячей линии" читайте в ближайших номерах "РГ".
https://rg.ru/2016/10/24/anna-zelencova-chashche-vsego-po-spornym-operaciiam-banki-vse-vozvrashchaiut.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode