По итогам сентября Минфин занял на рынке беспрецедентные 833 миллиарда рублей, чтобы покрыть дефицит казны, которая потеряла 40% нефтегазовых доходов.
Несмотря на «бойкот», объявленный иностранными инвесторами, которые с июня прекратили покупать облигации федерального займа, месяц завершился для ведомства сразу тремя историческими рекордами: самый большой объем продаж ОФЗ за месяц; самый большой объем средств, привлеченный за аукционный день (215 млрд рублей) и самая крупная исполненная заявка (95 млрд рублей).
Все аукционы сентября проходили по одному сценарию: узкий круг из 3-4 таинственных инвесторов приносил на размещения десятки миллиардов рублей, выставляя «заявки-гиганты» в узком ценовом диапазоне и забирая «львиную долю» предложенных Минфином бумаг.
Крупнейшим из этих «друзей бюджета» оказался Сбербанк, следует из его отчетности по РСБУ.
Крупнейший госбанк страны, который держит 14,8 триллиона рублей вкладов физлиц и 7,9 триллиона на корпоративных депозитах, за сентябрь увеличил вложения в ОФЗ на 462 млрд рублей.
Таким образом, за счет денег от «Сбера» правительство покрыло 55% потребности в финансировании.
Занять почти триллион рублей за квартал Минфин смог, размещая бумаги с плавающей процентной ставкой (флоатеры). В отличие от классических ОФЗ, их доходность привязана к ставками денежного рынка. Такие облигации считаются защищенными от процентного и рыночного риска и поэтому используются для выполнения нормативов ликвидности.
Впрочем, у «Сбера» проблем с ликвидностью и нормативами нет. «При этом он готов вдруг вкладывать в инструменты, которые продать в таких объемах будет некому», - удивляется управляющий активами одной из российских инвесткомпаний.
Масштабные вложения банка выглядят как сигнал сверху. В 1990-е существовал норматив: 80% вкладов банки были обязаны инвестировать в ГКО, напоминает бывший госбанкир.
Сейчас официально нормативы выглядят иначе, и тем не менее сценарии для размещений Минфина как-будто написаны под копирку.
9 сентября 4 участника выкупили 76% размещения флоатеров (82,2 млрд рублей из 107,5 млрд). 16 сентября покупатели-гиганты опять взяли 76% аукциона (88,5 млрд рублей из 115 млрд). 24 сентября их доля составила 66% (94 млрд рублей из 142 млрд). Очевидно, что помимо «Сбера» у Минфина есть и другие «якорные инвесторы». Это либо другие госбанки, либо финансируемые ими аффилированные финансовые организации, отмечает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.
Напомним, с идеей использовать вклады населения в банках для покрытия дефицита бюджета еще в апреле выступил глава Счетной палаты Алексей Кудрин.
Его высказывания вызывали панику и вынудили Кудрина оправдываться. Речи об изъятии депозитов физлиц не идет, «это абсурд», успокаивал он: банки будут просто «вкладывать свободные средства, в том числе депозиты физлиц, в гособлигации». Это позволит им получать процентный доход и обеспечивать его для вкладчиков.
Это «обычная практика банков во всех странах», подчеркивал Кудрин.
Потребности правительства в деньгах растут. В четветром квартале Минфин планирует занять для бюджета 2 триллиона рублей. Это «просто космическая сумма», говорит аналитик Росбанка Евгений Кошелев.
Очевидно, что без помощи госбанков занять такой объем не получится. Впрочем, насколько хватит ресурсов у «покупателей-гигантов» на рынке ОФЗ, неясно, отмечает Кошелев.
Другая проблема заключается в том, что «агрессивная политика по заимствованиям в этом году может негативно сказаться на кредитовании частного сектора экономики», предупреждает Порывай: правительство отвлекает ресурсы из банковской системы, оставляя все меньше денег на финансирование бизнеса и физлиц.
Материалы по теме