С уважением и заботой относиться к массовым захоронениям призвала Специальный докладчик ООН по вопросу внесудебных казней Аньес Калламар в докладе, который она представила Генеральной Ассамблее.
«…мертвые … в этом мире составляют подземную карту зверств, которая простирается по всей планете». Этой цитатой начинает свой доклад Аньес Калламар и напоминает, массовые захоронения существуют во всех регионах мира и могут быть результатом как репрессий и преступных действий, так и природных бедствий и пандемий, но они «всегда являются следствием нарушений прав человека».
Она признает, что подсчитать количество массовых захоронений невозможно, но, по ее словам, без преувеличения можно сказать, что такие могилы, появившиеся только в XX веке, исчисляются десятками тысяч. А самые древние насчитывают 10 тысяч лет.
В докладе говорится, что только за то время, в течение которого Спецдоклачик готовила свой доклад, из разных уголков мира пришли сообщения об обнаружение еще десятка массовых могил. Например, в апреле этого года в Руанде за два дня до годовщины геноцида было обнаружено захоронение, насчитывающее, по предположениям, 30 тысяч тел.
Несмотря на глобальный масштаб проблемы и ее остроту для столь многих людей, уважительное обращение с массовыми захоронениями – все еще редкость.
«Массовые захоронения содержат улики, которые чрезвычайно важны для совершения правосудия», – отметила Каламар. Но это еще и место скорби близких, и историческое свидетельство – доказательство того, что здесь произошли страшные события, память о которых нужно сохранить.
«Наша история омрачена кровавыми расправами, виновные в которых не просто остаются безнаказанными, но возводятся в ранг героев – им ставят памятники перед зданиями судов, муниципалитетов и в парках, – сказала Калламар. – При этом места расправ и массовые захоронения зачастую просто игнорируют, они никак не защищены, они не охраняются, а в тех случаях, когда они никак не отмечены и не огорожены, их оскверняют и разрушают. Порой одно упоминание о них считается преступлением».
На сегодняшний день только балканским странам удалось вернуть память о тех, кто стал жертвами массовых преступлений. Были идентифицированы 75 процентов из 30 тысяч человек, пропавших без вести в 90-е годы во время Балканских войн, и 95 процентов жертв геноцида в Сребренице.
Аньес Калламар предлагает правительствам свои рекомендации, в частности, назначать своего рода «управляющего» или «хранителя» таких захоронений, а там, где необходимо, – «смотрителя места преступления», а также официальных лиц, которые будут отвечать за то, чтобы в принятии соответствующих решений могли участвовать близкие погибших, те, кто выжил и местные жители.
https://news.un.org/feed/view/ru/story/2020/10/1389322