Избранное сообщение

вторник, 24 января 2012 г.

Все мы человеки



Создатель Фигаро смотрел на своих героев, как в зеркало

2012-01-24 / Петр Спивак

история, литература / Создатель Фигаро смотрел на своих героев, как в зеркало. А они – на него. Жан-Марк Натье. Портрет Пьера Огюстена Карона де Бомарше. 1755. Частная коллекция
Создатель Фигаро смотрел на своих героев, как в зеркало. А они – на него.
Жан-Марк Натье. Портрет Пьера Огюстена Карона де Бомарше. 1755. Частная коллекция
Хорошо быть королем: власть достанется тебе сама собою, по наследству. Бывают, правда, исключения. Так получилось у короля Швеции Густава III, родившегося 24 января 1746 года (ум. 1792). В шведском парламенте тогда шло противоборство двух партий – «колпаков», которые вели дело к поглощению страны Россией, и «шляп». У Густава нашлись активные сторонники среди дворян и подняли восстание. В итоге король объявил об основах новой Конституции и распустил парламент. В анналы истории период правления Густава III вошел как «век просвещения».
Но право короля на трон никто все же не оспаривал. А вот как быть человеку из низов? Даже из просто богатой семьи, не высокородной? Здесь уже требуется особый набор качеств, способствующих социальной мобильности, прежде всего по вертикали. Так было у знаменитого французского драматурга Пьера Огюстена Карона де Бомарше, который появился на свет 280 лет назад, 24 января 1732 года (ум. 1799). Биографические перипетии Бомарше и жизненные обстоятельства его героев – как зеркала: одно повторяет, варьирует и развивает другое.
Привычное дело: в «Севильском цирюльнике» и «Женитьбе Фигаро» слуга соперничает с хозяином и утверждает себя, свою «самость». Фигаро – ловкий, неунывающий, сообразительный, умеющий найти ответ на любую интригу. А сам Бомарше? Как будто тот же ряд качеств, но... применительно к литератору это звучит не так, как в случае слуги. И проблема писательской репутации обостряется, требует от нас, от наших взглядов на этику интеллектуала широты и понимания.
Также в разделе:
Точка зрения
французский художник Эдуар Мане (1832-1883) стоял у истоков импрессионизма
Творчество как коммуникация
У композитора Эрнеста Шоссона (1855-1899) были две страсти - музыка и путешествия
О Всемирном потопе - от лица жука-древоточца
Писателя Джулиана Барнса называют и "британским Умберто Эко"
Бомарше ведь не куда-нибудь пробрался, а в обслугу короля Людовика XV служил учителем музыки у его дочерей. Потом стал секретарем при монархе. Но это еще не все: успешной карьере сопутствовали выгодные финансовые дела, которые, с одной стороны, принесли Бомарше богатство, а с другой – привели к скандальным судебным разбирательствам. Как-то все это в наши представления о классиках не укладывается...
А во время войны за независимость США создатель Фигаро умудрился нажиться на военных поставках американцам. Наконец, аккомпанементом всему этому стало адвокатское участие Бомарше в скандальном судебном процессе по семейному делу – из тех, на каких сейчас делается гламурная хроника. Так что же, означает ли это для нас, сегодняшних, упадок морали статусных людей? Нет, наверное. Надеюсь, кого-то это остудит, поубавит морального пафоса. Все мы люди, все мы человеки.
Теперь – о человеке с совсем другим представлением о моральных ценностях и мироустройстве. 24 января 1865 года родился русский юрист, публицист и политический деятель Александр Гуковский (ум. 1925). Со студенческих лет он находился под полицейским надзором, потом был арестован и отправлен в ссылку. Это – внешняя канва. За нею стояли личностные поиски, которые побуждали Гуковского к участию в тайных кружках и в конце концов сделали его видным деятелем эсеровской партии. А между делом Гуковский перевел с французского труд Алексиса де Толквиля «Старый порядок и революция». Это было уже предвестие следующего, уже послереволюционного периода деятельности Гуковского. Покинув Россию, он стал одним из соредакторов выходивших в Париже «Современных записок», одного из самых значительных журналов в истории русской культуры и политической мысли прошлого века. Ну а народнические, эсеровские симпатии, народолюбческие интенции... Излишне повторять, что все это не выдержало суда истории. Но несгибаемость и прочность внутреннего стержня помогли ему выстоять. Надо заметить, при всех достоинствах Фигаро здесь потребовались – и были предъявлены Гуковским – черты более зрелой личности.
Да, когда мы имеем дело с людьми искусства или науки, динамические качества – подвижность, умение реагировать на меняющуюся реальность – неполны без силы характера и верности внутреннему компасу. Как это было, например, у Феодосия Добржанского, родившегося 24 января 1900 года (ум. 1975), – одного из виднейших русских генетиков. У генетиков в нашем отечестве судьба была известно какая. И вот русский генетик стал невозвращенцем, остался в США во время научной командировки, потом получил американское гражданство. Можно, конечно, сравнить его со все тем же Фигаро. Но не та, не та вокруг социокультурная материя. Впрочем, тематика его работ имеет с жизненной прозой некоторые – довольно шальные – параллели и/или пересечения. Добржанский – один из основоположников популяционной генетики. И вот, может быть, когда-нибудь найдутся знатоки, которые займутся эволюцией наших популяций и попробуют понять, куда направлен ее вектор..http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Подробнее:http://www.ng.ru/historyday/2012-01-24/16_day.html