Избранное сообщение

понедельник, 16 января 2012 г.

А у нас во Львове… О многообразии предметов гордости



2012-01-16 / Анатолий Витальевич Хливный - журналист.

львов, туризм / Фольклорная экзотика интересна многим туристам.Фото Yuriy Dyachyshyn/AFP
Фольклорная экзотика интересна многим туристам.
Фото Yuriy Dyachyshyn/AFP
Первое, что не может не поразить во Львове приезжего, – железнодорожный вокзал, настоящий предмет гордости львовян, расположенный на Дворцовой площади. «Дворцовая» – прилагательное не от существительного «дворец», а от украинского «двирець», то есть именно «железнодорожный вокзал». Но первая этимологическая версия имеет полное право на жизнь – внешне это настоящий дворец, вот уже более 100 лет обслуживающий самую старую железную дорогу Украины.
Правда, отойдя на несколько метров от входа в вокзал, приходишь в оторопь от этой самой Дворцовой площади. Грязь, ямистый асфальт, хаотично разбросанные маршрутки и автобусы, в ожидании пассажиров перегораживающие движение пешеходам. (К Евро-2012, правда, обещают навести порядок.)
Трамвай – еще одна гордость Львова. Первый в Украине, единственный действующий на сегодня в Западном регионе страны, один из немногих, использующий узкую колею. Именно им мы и воспользовались, чтобы добраться до Средместья, а заодно насладиться архитектурой древнего города, в то время как вагончик неспешно петлял неширокими улочками. Местами дорога была настолько узкой, что колея проложена прямо посреди автомобильной полосы – вот только что ехала машина, а за ней по той же траектории идет трамвай.
Также в разделе:
С ненавистью к книгам
Чтение – близорукость – аутизм
"Сумасшедшие парни" против "Красно-синих воинов"
Записки футбольного фаната о том, как совместить приятное с полезным
Рекорд Гиннесса за любовь к русскому
22 018 бумажных писем из страны, которой давно уже нет
Туристам о львовском трамвае нужно знать вот что. Во-первых, кондукторов здесь нет, посему билеты покупают заблаговременно в киоске либо непосредственно у водителя (только деньги нужно давать без сдачи!). Несмотря на кажущуюся бесконтрольность, платят за проезд если не все, то абсолютное большинство. Во-вторых, цена проезда – 1 гривна, или около 4 рублей, – довольно демократичная. В-третьих, как мы смогли убедиться, во Львове в общественном транспорте заведено уступать место: мужчины – женщинам, младшие – старшим, взрослые – малым детям.
Последний пункт может показаться пафосно смешным, но это святая правда, уж очень контрастирующая с привычкой «не замечать» никого, сидя в общественном транспорте, которой придерживаются жители украинской столицы. В связи с этим вспомнился случай из личного опыта поездок в киевском метро. На сиденье, рассчитанном на троих пассажиров, сидели трое мужчин, один из которых спал (по крайней мере глаза у него были закрыты), второй через огромные наушники слушал плеер, третий – постоянно позевывал, прикрывая рукой рот. Современная интерпретация древнего символа «трех обезьян». Только если те «не видели, не слышали, не говорили» (имеется в виду зло), то современные приматы городских джунглей игнорировали трех женщин, стоящих возле них.
Еще одно наблюдение. Во Львове есть сразу два кольцевых трамвайных маршрута, и оба начинаются (и заканчиваются) на вокзале. И надпись «Центр» возле номера маршрута – не конечная остановка, а промежуточная. Все же мы вовремя спохватились и вышли недалеко от главной львовской площади, которая называется Рынок. Посреди нее – ставшая одним из символов Львова городская ратуша, которую современные львовяне искренне любят. Но в XIX веке, помня ее прекрасную ренессансную предшественницу, горожане называли эту ратушу не иначе как «отвратительный четырехугольник с трубой».

Общий вид города прекрасен. Без всякого преувеличения.
Фото Yuriy Dyachyshyn/AFP
Туристические объекты в час начала нашей прогулки были еще закрыты (кроме разве что храмов, где правилась воскресная служба), так что мы решили направиться на Высокий замок.
Высоким замком сейчас называют парк на Замковой горе. Там, как считают историки, было воздвигнуто первое – деревянное – укрепление времен князя Данила Галицкого. За более чем 700-летнюю историю замок не раз строили-перестраивали, уничтожали и восстанавливали, и сегодня от него остался лишь фрагмент каменной стены. Да и главная «приманка» не это, а так называемый Копец Люблинской унии – искусственный курган, насыпанный в честь 300-летия договора, «навеки сплотившего» Литву и Польшу в единую Речь Посполитую.
Сейчас на макушке этой горы (землю на нее привезли, кстати, с Голгофы) размещен флагшток с гордо развевающимся стягом Украины. Оттуда, с верхней смотровой площадки, открывается чудесный вид на Львов – и на старую его часть, и на новые районы. А о популярности этого места среди туристов свидетельствуют многочисленные надписи «Здесь был…» (с соответствующим окончанием) на флагштоке, поручнях, фонарях.
Город уже оживал. Сначала мы направились к дворцу Потоцких – красивейшей постройке в стиле классицизма. Заказчиком строительства дворца был Альфред Потоцкий, выдающийся политический деятель, меценат (в свое время он даже возглавлял правительство Австрии). За 100 лет дворец знал многие злоключения (в 1920-х даже самолет на него падал), пока его помещения не передали Львовской галерее искусств.
После 11 утра почувствовали легкий голод. Перекус решили устроить в одной из кофеен (кавярен), чтобы заодно отведать львовский кофе. Что ни говори, а во Львове этот напиток делают поистине изысканно. Может быть, все дело в том, что галичане – прирожденные мастера «кофейного дела», ведь именно уроженец Львовщины Юрий-Франц Кульчицкий приучил европейцев пить кофе. Еще в далеком 1683 году он открыл первую в Вене кофейню, создав знаменитый «кофе по-венски». Во Львове этот напиток стал культовым в начале Х?Х века. «Все начинается с кофе – утро, дела, любовь», – говорят современные львовяне.
Еще один напиток, которым, безусловно, гордятся местные жители, – пиво. «В Лондоне 17.00 – время пить чай. Во Львове 17.15 – время пить пиво», – шутят здесь. Почему 17.15? В 1715-м монахи основали первое промышленное броварское производство. Впоследствии в городе открылось еще более десятка пивоварен. И сегодня можно найти пивные, где варят свой хмельной напиток. В прошлом году в городе даже открыли памятник монаху-пивовару с бочкой пива на плече. Часы на бочке ежедневно в 17.15 играют песню пивоваров «Кто «Львовское» пиво пьет – 100 лет проживет!».
Другим продуктом, с которым часто идентифицируют Львов, является шоколад, по-здешнему – чоколяда. В городе немало предприятий по его производству. На одно из них мы наткнулись в центре города. За стеклом на первом этаже можно увидеть, как делают шоколад, а на втором – купить. Конечно, и специализированных магазинов много. Только будьте осторожны: не вся их продукция львовская! Мы, например, попались на покупке плитки шоколада с гербом города. Как впоследствии оказалось, «львовскую чоколядку» изготовили… под Киевом.
И в заключение – несколько слов о прецле. Это такой скрученный бублик из дрожжевого теста. Сверху он может быть посыпан маком, сахарной пудрой и т.д. (Все прецли по 5 гривен.) Говорят, известны прецли во Львове еще с XV века. После Второй мировой войны их почему-то перестали продавать. Сейчас же традицию «прецелепекарства» восстановили.
А вообще таких символичных вещей, которыми местные жители гордятся, огромное множество. Изображения львов, городская мостовая, львовский дождь, игра местных «Карпат» – единственного клуба, который, играя во второй лиге, выиграл Кубок СССР по футболу. И будьте уверены: если человек говорит: «А у нас во Львове» – это о чем-то действительно уникальном, на что стоит  http://www.ng.ru/style/2012-01-16/12_lviv.htmlпосмотреть.http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode