Базовые станции нас облучают? Отвечаем на важные вопросы о вышках сотовой связи
- Базовые станции нас облучают?
- Кто измеряет плотность потока энергии?
- Как часто мощность базовой станции превышает допустимый уровень?
- Что излучает больше — микроволновка или базовая станция?
- Чем ближе к станции, тем больше излучение?
- Если станция на крыше, нужно ли надевать шапочку из фольги жителям верхнего этажа?
- Как выбирают место, где поставить базовую станцию?
От базовых станций мобильных операторов идет вредное излучение, от которого выпадают волосы? Чем ближе к вышке, тем хуже? Вышки «фонят» больше, чем микроволновки? 42.TUT.BY попробовал разобраться в наиболее популярных мифах о вышках, радиоволнах и сотовой связи. В этом нам помогали специалисты МТС и Минского городского центра гигиены и эпидемиологии.
1
Базовые станции нас облучают?
Прежде всего, почему сотовая связь называется сотовой? Потому что принцип построения сети можно сравнить с сотами, в центре которых стоит базовая станция. На ней расположены антенны, которые и испускают радиоволны, связывающие между собой мобильный телефон и станцию.
Радиоволны, разумеется, не равно радиация. Мы уже писалиранее, что на данный момент ВОЗ классифицировал частоты радиоволн как «возможно канцерогенные». На самом деле это значит, что есть некоторые намеки на риск возникновения рака, но они пока не подтверждены и требуется дальнейшее наблюдение.
В любом случае, чтобы защитить население от воздействия электромагнитных полей, в Беларуси устанавливаются так называемые санитарно-защитные зоны и зоны ограничения застройки.
Важный параметр для базовых станций (в диапазоне от 300 МГц до 300ГГц) — это плотность потока энергии, определяемая в мкВт/см2.
Как рассказали нам представители МГЦГиЭ Наталья Янковскаяи Дмитрий Тюхлов, в Беларуси предельно допустимый уровень электромагнитного поля, создаваемого антеннами базовой станции на территории жилой застройки и мест массового отдыха, помещений жилых и общественных зданий, не должен превышать 10 мкВт/см2.
Для сравнения: европейские, американские и японские стандарты допускают гораздо более высокие уровни электромагнитного поля. Так, в диапазоне 900 МГц — 450 мкВт/см2, в диапазоне 1800 МГц — 900 мкВт/см2, для стандарта 3G — 1000 мкВт/см2. Более жесткие нормы лишь в Украине — 2,5 мкВт/см2 и в Австрии — 3,0 мкВт/см2. Но этот уровень достигается за счет высокой плотности базовых станций (увеличения их количества) в крупных городах.
2
Кто измеряет плотность потока энергии?
Как нам пояснили в МГЦГиЭ, сейчас в Минске работают порядка 1600 базовых станций разных операторов.
Для контроля электромагнитного излучения используются расчетные и инструментальные методы.
Расчетные методы — это проекты расчетов санитарно-защитных зон и зон ограничения застройки, которые выполняются проектными организациями на этапе проектирования станций. Данные подаются операторами в органы государственного санитарного надзора.Если замечаний нет, то после запуска станции обязательно следует провести инструментальные замеры, которые должны подтвердить или опровергнуть расчетные данные. Ведь проектные значения являются приближенно-оценочными и не могут учитывать переотражение электромагнитного поля между зданиями, дифракцию на кромках крыш зданий и элементов конструкций и ряд других факторов.
Если санитарный врач зафиксирует превышение на основании инструментальных измерений, то базовая станция не будет включена, а санитарный паспорт с проектом расчета вернут оператору на доработку.
Как в такой ситуации поступит оператор? Об этом нам рассказал начальник отдела частотного планирования и оптимизации сети компании МТС Виктор Милько-Черноморец.
— Самое простое, что можно сделать в такой ситуации, — это снизить мощность. Но обычно прорабатываются другие варианты — например, отвернуть эту антенну от жилой настройки, использовать другой угол наклона или другой тип антенны. Если это не помогает, то — снизить мощность излучения или уменьшить количество каналов. То есть идет поиск оптимального варианта — чтобы и покрытие не страдало, и показатель не был превышен.
3
Как часто мощность базовой станции превышает допустимый уровень?
По словам специалистов городского центра гигиены и эпидемиологии, это случается довольно редко.
— За почти 25 лет лабораторией МГЦГиЭ было выполнено порядка 70 000 измерений уровней плотности потока энергии. Лишь в 0,003% случаев при проведении контрольных измерений для вновь вводимых в эксплуатацию базовых станций был зафиксирован уровень выше 10 мкВт/см2. Но после доработки проекта и проведения технических мероприятий оператором контрольные измерения подтверждали отсутствие превышения допустимых уровней.
Примерно в 2% случаев уровень плотности потока энергии находился в пределах 0,26 — 2,5 мкВт/см2. Во всех остальных случаях уровень был ниже 0,26 мкВт/см2, то есть меньше нижней границы чувствительности прибора для измерений.
4
Что излучает больше — микроволновка или базовая станция?
— Некоторые не понимают, от чего больше излучение — от микроволновки, смартфона или базовой станции. На самом деле очень многое зависит от производителя, каждое устройство уникально, — поясняет Виктор Милько-Черноморец. — Например, я измерил плотность энергопотока вблизи своей домашней микроволновки и получил от 50 до 100 микроватт на квадратный сантиметр, что очевидно превышает порог в 10 мкВт/см2.
При этом после выключения микроволновки измерения от базовой станции снаружи дома не превышали 1 микроватта на квадратный сантиметр.
5
Чем ближе к станции, тем больше излучение?
На самом деле нет. Чем дальше телефон и базовая станция друг от друга, тем тяжелее им «коммуницировать», так как с увеличением расстояния увеличивается и затухание сигнала, плюс сказывается помеховое влияние других базовых станций и телефонов.
Чтобы телефон мог «докричаться» до базовой станции, а также «перекричать» другие телефоны, ему приходится работать на максимальном излучении — так же, как и базовой станции. Замечали, как быстро расходуется батарейка где-нибудь на даче или в деревне, где на шкале телефона минимум «палочек»? Вот вся эта энергия и уходит на «крик» телефона.
Вообще, телефоны адаптивно изменяют мощности излучения, то есть по мере приближения телефона к базовой станции его мощность излучения тем меньше, чем выше уровень сигнала от базовой станции.
— Почему мы не можем поставить базовые станции по периметру города, где-нибудь в лесах? Потому что сигнал очень быстро затухнет и до абонента ничего не дойдет, — поясняет Виктор Милько-Черноморец. — К тому же абонентам нужна нормальная скорость передачи данных. Тут принцип тоже простой: чем больше абонентов на одной базовой, тем меньше скорость на каждого.
6
Если станция на крыше, нужно ли надевать шапочку из фольги жителям верхнего этажа?
И снова нет. Во-первых, у каждой антенны есть диаграмма направленности излучения — если замерить сигнал, стоя перед антенной, а затем перейти под нее, то окажется, что сигнал «затухнет» на 25 децибел.
Во-вторых, сигнал затухает при прохождении через стены. Как правило, на 15 децибел, а в современных зданиях — до 40 децибел. То есть в итоге сигнал может уменьшиться на целых 40−65 децибел.
— Например, типовая мощность передатчика базовой станции в технологии 3G и диапазоне 2100 МГц составляет 46 дБм или 40 Вт. Если учесть затухание мощности на подводимом кабеле между передатчиком и антенной, а также усиление антенны, то мы получим на выходе порядка 65 дБм — рассказывает специалист МТС. — Вот этот радиосигнал после антенны базовой станции «встречается» и затухает во всевозможных материалах — воздух, стекло, железобетон и тому подобное. В результате мощность излучения от базовой станции меньше милливатта. Для сравнения: телефон излучает порядка 100−200 милливатт. Так что в квартире стоит больше бояться смартфона у головы, чем вышки за окном. А шапочка из фольги жильцам верхнего этажа точно не понадобится.
7
Как выбирают место, где поставить базовую станцию?
Прежде всего станции размещают так, чтобы обеспечить базовый уровень радиосигнала внутри помещений. Если район новый, с высокой плотностью застройки, то идеально было бы поставить вышку в каждом квартале.
Еще один важный критерий — емкость, чтобы на каждую станцию не приходилось больше абонентов, чем она может обслужить. Обычно оператор пытается решить эту проблему оптимальным путем — например, навесить дополнительные антенны или назначить новый частотный канал. Но в какой-то момент радиосигналы начинают мешать друг другу — и «сота» схлопывается.
То же и с количеством абонентов: если их слишком много, их телефоны начинают «перекрикивать» друг друга и излучать большую мощность. Вот почему в районах с высокой плотностью застройки размещают дополнительные станции.
К тому же идет развитие технологий — на подходе 5G. Скорость передачи данных растет, а вот с покрытием ситуация обратная, и порой приходится увеличивать плотность базовых станций.
— К сожалению, нет такого, что станция отработала 500 метров, потом сигнал резко пропал и заработала другая станция. В каждой точке, особенно в черте города, у вас будет приниматься десятки, сотни радиосигналов от различных секторов базовых станций. Добавьте сюда технологии 2G, 3G, 4G и получите телефон, который просто сходит с ума, — поясняет Виктор Милько-Черноморец. — Нужно настроить каждую станцию так, чтобы она максимально отрабатывала в своей зоне и минимально мешала остальным.
Допустим, почему сейчас в пределах городов перестали размещать станции на высотных объектах, домах? На заре развития, когда абонентов было мало и технология была только 2G, оператор выбирал максимально высокие опоры, например телевизионные мачты выше 100 метров, или башни связи, или высотные здания в 50−70 метров, чтобы за счет минимального количества станций обеспечить довольно-таки большую площадь покрытия. Но с течением времени абонентов становились все больше, появлялись новые технологии, и теперь мы не можем «закрыть» город десятком базовых станций — их нужны сотни. И чтобы они не мешали друг другу, их необходимо оптимизировать, увеличивать их количество с уменьшением зон действия.