Избранное сообщение

среда, 25 мая 2016 г.

Китай согласился предоставить кредит на 400 млрд руб. на проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва--Казань



Юани до Казани
Китайцев оставили без госгарантий по ВСМ  25.05.2016

Китай согласился предоставить кредит на 400 млрд руб. на проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва--Казань без госгарантий от РФ. По информации "Ъ", Пекин просил их на всю сумму кредита, но в правительстве сочли, что тогда Москве придется, по сути, выдать китайцам двойные гарантии. Те обязательства, которые и так берет на себя РФ в рамках концессионного соглашения, уже предусматривают минимальную гарантированную доходность концессионера — бюджет обязан возместить разницу между доходами от ВСМ и плановым уровнем.

Как стало известно "Ъ", российская и китайская стороны договорились, что РФ не будет предоставлять суверенные гарантии по кредиту на 400 млрд руб. на строительство высокоскоростной магистрали Москва--Казань. Этот кредит, по существующим договоренностям, выдаст China Development Bank: это намерение в начале мая закреплено в протоколе заседания шестой рабочей группы по ВСМ в Пекине (см. "Ъ" от 4 мая). Сейчас готовятся документы к межправсоглашению, которые, по данным источников "Ъ", надеются подписать в рамках визита Владимира Путина в Пекин в июне.

Как сообщил "Ъ" источник, знакомый с ситуацией, Китай запрашивал госгарантии на всю сумму кредита, но Минфин РФ отклонил просьбу, это поддержали Минтранс и Минэкономики. В Минфине и Минтрансе отказались от комментариев, в Минэкономики "Ъ" подтвердили, что "с китайской стороной достигнуты договоренности, что РФ гарантии не предоставляет". В ОАО РЖД "Ъ" подтверждают, что "гарантии возвратности и доходности предоставленного китайцами финансирования будут обеспечены в соответствии с концессионным законодательством РФ и без суверенных гарантий РФ".

Узнать больше


РЕКЛАМА

Протяженность ВСМ Москва--Казань — 770 км, стоимость — до 1,2 трлн руб. Дорога может стать и частью ВСМ Москва--Пекин (7 трлн руб.). Проект будет идти по принципу ГЧП в форме концессии, где концедент — РФ, а концессионер — специальная проектная компания (СПК). СПК будет консорциум, лидером которого является дочерняя структура ОАО РЖД "Скоростные магистрали", а акционером — КНР. Китайская сторона будет участвовать и в капитале СПК, и в долговом финансировании.

Как рассказывают два собеседника "Ъ", легкость, с которой китайская сторона пошла на уступки по гарантиям, объясняется тем, что они присутствуют в самой концессионной конструкции. В финмодели ВСМ предусмотрена минимальная гарантированная доходность концессионера — возмещение разницы между планом и фактическим доходом от ВСМ. Предельная дельта параметров на срок эксплуатации — свыше 600 млрд руб. Если пассажиропоток будет сильно ниже от планового (от 10 млн человек в год), Китаю компенсируют возврат долга и обеспечат требуемую доходность.

Китайцы просили гарантии не столько по гособязательствам по концессии, сколько для обеспечения обязательств российского акционера СПК по корпоративным и иным документам, говорит старший юрист практики ГЧП и инфраструктуры Herbert Smith Freehills Роман Чураков. Он отмечает, что российская сторона "выдвигает в целом верный тезис": в основном судебная практика признает договорные обязательства публичного образования (РФ, региона, муниципалитета) вне зависимости от наличия бюджетных ассигнований. Иными словами, договорное обязательство РФ можно привести в исполнение в суде, обратив взыскание на любые статьи бюджета, добавляет юрист.

Наталья Скорлыгина, Анастасия Веденеева

http://www.kommersant.ru/doc/2995577

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode