30 Мая 2016
Современная Европа — огромное и сложно устроенное политическое и экономическое образование, в котором живет от 500 до 700 млн человек (зависит от того, считать ли Европой Россию, Турцию и Украину). Европейские страны, даже входящие в Евросоюз, находятся на разных стадиях экономического развития, а их население с точки зрения богатства может отличаться на порядок.
Тем интереснее рассмотреть все это многообразие и понять, кто и как живет, сколько зарабатывает, как много откладывает и за сколько лет способен расплатиться с долгами.
Чтобы лучше понимать, что сейчас происходит в Европе, портал Banks.eu подготовил небольшой обзор финансового состояния среднего домохозяйства в крупнейших европейских странах.
Что и как считать?
Сначала стоит пояснить используемые показатели и ограничения. За основу исследования брались данные за 2014 год, предоставленные Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) по 22 странам Европы. К сожалению, это не все государства этой части света, но основные здесь есть. Отсутствуют страны бывшей Югославии, Латвия, Литва, Болгария, Албания и микрогосударства.
Данные имели своеобразную форму — часть в долларах по «покупательной силе» (то есть в пересчете на местные цены), часть — в номинальных долларах, поэтому их пришлось переводить в номинальные евро с некоторым усреднением и упрощением. Не стоит слишком серьезно относиться к разнице в 1-2% между показателями разных стран — по сути, это одно и то же. Более интересны для анализа данные, отличающиеся на десятки процентов или в разы.
Все расчеты делались в отношении домохозяйства, то есть группы людей, живущих совместно и имеющих общие доходы и расходы. Проще говоря, почти всегда это семья, живущая в одной квартире (одном доме), или один отдельно живущий человек. В дальнейшем будем использовать слова «домохозяйство» и «семья» как синонимы.
Под «доходом» в данном случае понимается реальный располагаемый доход семьи, то есть все годовые доходы минус налоги и прочие обязательные платежи типа пенсионных отчислений, медицинских страховок и т.п. Это наиболее точный показатель, отражающий реальное положение дел, так как помимо зарплат в доходах семей есть еще пенсии, стипендии, государственные субсидии для малоимущих, доходы от собственности и прочие источники прибыли, а налоги во всех странах разные.
Под «сбережениями» мы понимаем только банковские счета/депозиты и наличные на руках. Акции, облигации, пенсионные сбережения и прочие активы — это прекрасно, но все они имеют свои ограничения по доступности и стабильности оценки. Дальше станет понятно, почему это важно.
«Долги» — это все долги домохозяйства (не отдельного человека!), включая ипотеку, потребительские и прочие кредиты.
Наконец, не стоит забывать, что все средние финансовые показатели традиционно смещены «вверх» от «настоящих» средних величин. Даже небольшое количество очень богатых людей и семей влияет на средние числа по доходам и сбережениям, делая картину немного более радужной, чем она есть на самом деле.
Кроме того, сберегательное и долговое поведение людей очень отличается: часто одни откладывают деньги, другие набирают долги, поэтому средние показатели нельзя автоматически распространять на каждую семью и каждого человека. Они дают лишь общее представление о ситуации в стране, что тоже довольно интересно.
Миллионеры улучшают статистику
Самый большой объем сбережений приходится на швейцарские семьи. Если в «просто богатых» странах Европы домохозяйства имеют на счетах и в кошельках по 23-30 тыс. евро, то в Швейцарии — больше 50 тыс. евро. С одной стороны, такой разрыв объясняется относительно высоким годовым доходом — 46,5 тыс. евро на семью, что вдвое больше, чем в «богатых» странах, и в 6-7 раз больше, чем в «бедных».
С другой стороны, скорее всего, тут как раз «работает» эффект завышения среднего показателя из-за очень богатых домохозяйств. В стране живут сотни тысяч миллионеров и более 300 сверхбогатых семей с капиталом свыше 100 млн евро. Очевидно, что и наличных денег на счетах у этих людей намного больше, чем у «обычных» граждан, даже если речь идет об альпийской республике.
Наконец, третий важный фактор — склонность швейцарцев копить деньги «на пенсию» в наличной форме. Многие пользуются твердостью франка и с молодости арендуют сейфы в банках, чтобы регулярно класть в них крупные купюры.
За Швейцарией предсказуемо следуют Бельгия и Австрия, а также — несколько неожиданно — Ирландия. Кроме того, в верхней части списка Германия, Соединенное Королевство и Нидерланды с показателем 23-25 тыс. евро.
Самые «бедные» семьи в Европе с точки зрения среднего размера сбережений живут в Эстонии, Польше и Венгрии. В нижней части таблицы можно увидеть неожиданную страну: Финляндию, где средняя семья имеет всего 12,4 тыс. евро наличных сбережений. Это меньше, чем в Чехии, и намного меньше, чем в Греции.
Чуть выше, но тоже неожиданно низко располагаются такие, как принято считать, богатые государства, как Норвегия, Дания и Швеция.
Некоторым сбережения не очень-то и нужны
Чтобы объяснить необычные отклонения, стоит обратить внимание на показатель «отношение сбережений к годовому доходу». Его экстремально высокие и экстремально низкие значения должны выделять страны из общего ряда и объединять их по какому-то другому признаку.
Лидерами своеобразного «рейтинга бережливости» являются Португалия и Греция, где средние сбережения примерно в 1,7 раза больше годового дохода. Чуть ниже — Чехия и Испания. Меньше всего сберегают семьи Норвегии и Финляндии — всего половину годового дохода, а также упоминавшиеся Швеция и Дания. В среднем по Европе «сберегательный коэффициент» примерно равен единице, поэтому такие значения, как 0,5 или наоборот 1,7 можно считать экстремальными.
Объяснений у этого явления три. Во-первых, самые «сберегающие» страны (кроме Чехии) — самые нестабильные с экономической точки зрения и при этом довольно бедные. Местные жители считают необходимым держать под рукой «финансовую подушку» на случай очередных катаклизмов, и готовы отказывать себе в текущем потреблении, чтобы откладывать деньги «на черный день».
И наоборот: самый низкий уровень сбережений — в почти социалистической Скандинавии, где уверенность в завтрашнем дне — главная ценность для населения. Люди уверены, что ничего плохого с ними не случится, а если и случится, то государственная «страховочная сеть» не даст пропасть. Им просто не нужны свободные деньги, отложенные «про запас».
Во-вторых, мы имеем дело с официальной статистикой (в том числе по доходам), а реальная жизнь на юге Европы от нее сильно отличается. Не секрет, что в Португалии, Испании или Греции существенная часть доходов семей идет «мимо кассы», чтобы не платить налоги. Поэтому официальные данные о доходах явно занижены. Этим же, как ни странно, отличается и Чехия, где практически весь малый бизнес отчитывается о доходах чисто формально, на что государство смотрит сквозь пальцы. В Скандинавии же с налоговой в прятки не поиграешь.
Наконец, в-третьих, свою роль играет распределение финансовых активов. В Греции 67% сбережений хранится на счетах и в наличном виде, в Чехии — 51%, в Португалии и Испании — около 43%. В этих странах по большому счету не во что вкладывать свободные ресурсы — ни личные инвестиции в акции и облигации, ни коллективные, ни страхование с регулярными выплатами не развиты в достаточной степени, чтобы привлекать народные деньги.
Поэтому при относительно небольших объемах общих сбережений размер банковских вкладов оказывается весьма значительным. Зато в Швеции в наличном виде и на счетах хранится всего 14,3% денег домохозяйств (и 35% — в акциях), а в Дании — 16% (28,4% — в страховании жизни и 24% в акциях).
Нулевые ставки опасно привлекательны
Как и в случае со сбережениями и доходами, в списке самых больших должников Швейцария намного опережает другие европейские страны: средний уровень задолженности домохозяйства здесь почти 92 тыс. евро. Это на порядок больше, чем у семей из стран с самым низким уровнем долга. На пятки швейцарцам наступают норвежцы, задолжавшие в среднем по 81 тыс. евро на семью. Далее — датчане (65,8 тыс. евро) и нидерландцы (61,2 тыс. евро). Эти четыре страны намного оторвались от «преследователей»: даже довольно тяжело загруженные кредитами шведы, ирландцы и англичане должны от 30 до 40 тыс. евро.
Не секрет, что самый большой долг домохозяйств — ипотека или другой вид жилищного кредита. Его размер зависит от стоимости жилья в стране, процентной ставки (чем ниже ставка, тем выше средний долг) и доходов людей. Все три фактора в странах-лидерах «работают» на повышение суммы долга. И в Швейцарии, и в Скандинавии безумные цены на жилье на фоне околонулевых процентных ставок (а иногда и отрицательных, хотя в это очень сложно поверить) и высоких доходов населения. Кроме того, в прошлые годы в некоторых случаях кредит выдавался на 90% стоимость жилья, что делало его более доступным для заемщиков, которым не приходилось долго копить деньги на первоначальный взнос.
Сложившаяся ситуация опасна для заемщиков: нулевые и отрицательные ставки по кредитам — дело временное, рано или поздно они начнут расти, а с ними — и ежемесячные платежи. Учитывая уровень загруженности кредитами, многим семьям для регулярных выплат не будет хватать даже весьма высоких по европейским меркам зарплат и прочих доходов.
На другом полюсе по абсолютному размеру долга — те же постсоциалистические страны, что и в случае с доходами: средняя семья в Венгрии имеет долг всего в 6,9 тыс. евро, в Польше — 8,5 тыс. евро, в Словении и Словакии — 9-9,5 тыс. евро. Низкая сумма долгов в этих странах объясняется, конечно, в первую очередь, низкими доходами населения.
У бедных долгов мало
Как и в случае со сбережениями, для кредитов интересно посчитать коэффициент, показывающий их соотношение с доходами. Этот показатель демонстрирует потенциальную опасность банкротства или, как минимум, возможность возникновения проблем с выплатой кредитов.
Напомним, взятый отдельно коэффициент одной страны мало о чем говорит, так как важны и другие параметры, например, неравномерность распределения долгов по группам населения с разным уровнем дохода. Скажем, если в стране много богатых без долгов и много бедных с долгами, то средний показатель может быть вполне приличным, хотя проблема очевидно существует. Поэтому если и рассматривать этот показатель, то только при сравнении с другими странами.
Самые «загруженные» долгами семьи, как и можно было предположить, живут на севере Европы. В Нидерландах, Дании и Норвегии сумма долгов среднего домохозяйства в 2-2,5 раза превышает его годовой доход. Для сравнения: если бы речь шла о России, то такой коэффициент означал бы, что средняя семья была бы должна порядка 1,7 млн рублей (в реальности — примерно в 10 раз меньше).
Чуть меньше двух годовых доходов должны семьи в Швейцарии, Португалии и Ирландии. В случае с Португалией, скорее всего, речь опять же идет о не совсем корректных данных по доходам, в реальности этот коэффициент значительно меньше.
Наоборот, меньше одного годового дохода должны домохозяйства в Словении, Австрии, Италии и Словакии, чуть больше — Германии, Венгрии и Франции. Ничего общего у этих стран, кроме географического расположения, нет, так что, скорее всего, речь идет о каких-то внутренних особенностях образа жизни и законодательства.
Впрочем, одна закономерность прослеживается: все относительно бедные страны сгруппировались во второй половине списка, то есть они имеют формально низкую долговую нагрузку. Но не стоит забывать, что чем ниже доход семьи, тем большая его доля уходит на обязательные расходы — еду, одежду, жилье, и тем меньше остается на выплату долгов.
Артем Ейсков, специально для Banks.eu
Источник: Banks.eu
http://banks.eu/news/info/3320/
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode