Избранное сообщение

среда, 24 июня 2015 г.

Интернет-торговля 2Д: данные и деньги

23.06.15



Панельная сессия «Интернет-торговля: мир без границ» оказалась одним из самых любопытных мероприятий Петербургского международного экономического форума: использование больших персональных данных (ПД) в целях коммерции и налоги на трансграничную торговлю обсуждались представителями крупнейших компаний и отнюдь не абстрактно. Политики и теоретики на этом обсуждении присутствовали в минимально необходимых дозах.

Вопреки названию панели, никто факт существования границ не игнорировал. Наоборот. Обсуждалось главным образом, что же делать с этим досадным обстоятельством, т.е. с границами. Все выступления были небезынтересны, а некоторые показалось нам заслуживающим специального внимания. О них ниже и не в хронологическом порядке, сначала – о ПД, потом о деньгах, точнее, о налогообложении онлайн-продаж.

Данные

Первой о ПД заговорила, не используя напрямую этот термин, профессор из Стэнфорда Сьюзан Эти (Susan Athey). Изложенное ею соображение внешне выглядело либеральнее некуда. Профессор говорила о том, что для электронной коммерции первое дело – обеспечить конкуренцию поисковых машин, это исключит неравную конкуренцию и «позволит конкурировать на глобальном уровне». Вот ЕС предпринимает специальные действия на предмет предотвращения монополии поисковых машин – и молодец, правильно делает (такой вывод следовал из контекста выступления).
Стратегия Европы в отношении единого цифрового рынка



ЕС в стратегии создания единого цифрового рынка разделен на три основных составляющих: улучшить доступ к цифровым товарам и услугам во всей Европе для потребителей и предприятий, создать благоприятную среду и условия для честной конкуренции с целью развития инновационных цифровых сетей и услуг и максимизировать потенциал роста цифровой экономики.

Еврокомиссия планирует установить «общие правила ЕС для составления контрактов и защиты потребителей при покупках в интернет-магазинах как традиционных товаров, так и цифрового содержимого». Планируется также работать над сокращением стоимости доставки товаров, приобретенных в интернет-магазинах, поскольку 62% компаний называют завышенную стоимость доставки препятствием для развития интернет-торговли.

Будут приняты меры против «географической дискриминации» покупателей, при которой клиенты, находящиеся в разных точках Европы, сталкиваются с разными условиями в одном и том же интернет-магазине. ЕК планирует также бороться с незаконной конкуренцией в электронной торговле и начинает со среды расследование нарушений в этом секторе экономики ЕС.

Еврокомиссия также разрабатывает план действий для создания общего административного интернет-пространства.

«Реестры коммерческих предприятий всей Европы будут взаимосвязаны, разные национальные системы смогут работать друг с другом, а предприятия и частные лица смогут сообщать свои данные сразу всем государственным службам», — отмечается в документе Еврокомиссии.

Подробнее см. здесь >>

Устранение государственных границ в цифровом пространстве создаёт, заметим, объективные условия для доминирования глобальных интернет-компаний на локальных рынках.

Необходимое замечание. Чтобы в Стэнфорде поддержали какую-либо конкуренцию с Google в Европе – в это, конечно, верится, но не так чтобы безоговорочно. Поскольку своей поисковой машины у ЕС, в отличие от России и Китая, просто нет (была у чехов, но проиграла в конце концов Google), провозглашать евроконкуренцию с Google как с поисковиком можно без опаски. Это даже полезно, если хочешь замаскировать то обстоятельство, что ЕС выступает против накопления у Google ПД европейцев и использования этих ПД для заработка, а то и шпионажа.

Сьюзан Эти – специалист по Big Data, и она утверждает, что чем больше «провайдеров» и потенциальных онлайн-покупателей, тем рынку онлайн-торговли лучше. Именно тогда в определённый момент возникнут большие данные, и, анализируя их, рынок ловчее приспособится удовлетворять нужды людей.

Вполне убедительная конструкция, но в сочетании с тезисом о глобальной конкуренции эта убедительность ослабевает: сами посудите, легко ли «глобально» конкурировать с Amazon.

Позже выступил представитель российской компании МТС. Это был член её правления и по совместительству сопредседатель «Теле-комитета при Американской торговой палате» на Украине Василь Лацанич. Он заявил следующее, почти дословно: мы располагаем ПД более чем 70 миллионов человек (абонентов МТС – ред.), и мы можем использовать «эту базу», «чтобы развивать продажи» в Интернете, благо МТС прикупила долю в «Озоне», и потому «не просто наблюдатель, а участник процесса» электронной торговли. База эта интересна всем – «гуглам, яндексам, продающим магазинам». Но она – наша, торжествующе излагал Василь Лацанич стратегию участия МТС в e-commerce. Апофеозом речи Лацанича стали слова о «высоком уровне доверия» к МТС тех самых 70 миллионов абонентов, и о готовности «переводить это доверие в другие формы отношений, в том числе и коммерческие».

Интерпретировать это можно единственным способом: мы готовы не моргнув глазом отчуждать ПД от людей, которым они принадлежат, ради извлечения прибыли.

Ничего более смелого на панели ни до, ни после Лацанича сказано не было. Абонентам МТС, заметим в сторону, после таких заявлений имеет смысл пересмотреть уровень доверия к оператору.

Президент Google по деловым операциям в Южной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке Карло д’Азаро Бьондо (Carlo D’Azaro Biondo) излагал гораздо аккуратнее: Google инвестирует в инфраструктуру, т.е. в хранилища данных, 1,7 миллиарда евро, и вообще хранилища – это 20% инвестиций Google. «У нас у всех есть данные, и у нас, и у телеком-операторов», — сказал Карло д’Азаро Бьондо и добавил, что данные о пользователях «имеют фундаментальное значение для роста, для бизнеса», отметив «проблемы из-за регулирования». Мы-то принимаем во внимание интересы потребителей услуг, а эти регуляторы… Чего им надо, не поймёшь (цитата, разумеется, не дословна, но смысл ровно этот).

Сьюзан Эти сочла нужным внести ясность и вмешалась со словами: Европа «душит инновации», ограничивая распространение ПД (экстраполировать это заявление на Россию слушателям было вовсе не трудно). Но рецепт прописала неплохой: чтобы избежать «удушения инноваций» и обеспечить-таки хождение Big Data о нас и наших с вами предпочтениях как потребителей, следует сначала обеспечить сохранность и безопасность ПД. Тогда, глядишь, люди и проявят доверие к компаниям. А пока этого нет, бизнес должен зорко следить за тем, какие ПД имеются у конкурентов, иначе проиграешь.

Деньги

В первом ряду в зале сидели председатель совета Института развития Интернета, владелец Liveinternet, широко известный в русской Сети Герман Клименко, депутат Госдумы Илья Костунов и Всеволод Страх, исполнительный директор ПАО «Платформа Ютинет», один из самых успешных российских интернет-предпринимателей. Эти люди заговорили о деньгах. Они единственные вспомнили об интересах российских интернет-компаний и государства в «мире без границ».

Костунов взялся за борьбу с «размыванием налогооблагаемой базы» и сослался на опыт ЕС. Проблемы есть и в России – 3,5 миллиарда рублей налогов заплатил «Яндекс» в 2013 году (8% оборота), а Google — только 453 миллиона рублей, 3% от оборота (данные компании ООО «Инфо-РЛ», база данных «Контрагент»), а в Ирландии Google показал 40 миллиардов евро оборота за семь лет. Надо что-то делать. Вариантов более чем – договариваться (государствам) об уплате налогов по месту оказания услуги или онлайн-продажи товара, или менять правила налогообложения. (Прецеденты есть – Великобритания, например, принудительно заставляет транснациональные интернет-компании платить налоги с прибыли, полученной трансграничной онлайн-торговлей, по месту получения прибыли, т.е. внутри страны, это называется «налогом на Google».)

В этот же день вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил в кулуарах ПМЭФ, что увеличение налоговой нагрузки для зарубежных IT-компаний правительством пока не стоит на повестке дня. Но в данном случае речь идёт не об увеличении налогового бремени на иностранцев или о каком-либо другом изменении правил начисления и взимания налогов, а о соблюдении принципа «плати налог там, где заработал».

О справедливости в уплате налогов на ПМЭФ говорил и замминистра финансов Сергей Шаталов: «наша задача состоит не в том, чтобы пресечь бизнес, который осуществляется за границей, не в том, чтобы перевести его непременно в Российскую Федерацию, а в том, чтобы налоги уплачивались справедливо».

Для примера, Google, перечисляй он 8% налогов с выручки, как «Яндекс», оставил бы России дополнительно около миллиарда рублей, которые можно было бы направить на развитие инфраструктуры цифрового рынка, создание которой – забота государства, в юрисдикции которого работают и Google, и Alibaba, и прочие участники цифрового рынка. Это обстоятельство не даёт возможности иностранным компаниям сколь-нибудь логично обосновать уход от равных с локальными игроками правил налогообложения, коль скоро они пользуются в своём трансграничном деле национальной инфраструктурой.

Не только в недополученных налогах, однако, дело, но и в неравной конкуренции. Если отечественный поставщик онлайн-сервиса платит налоги, а его заокеанский конкурент – нет, понятно, кому из них на Руси жить хорошо. От имени тех, кому жить не так хорошо, как иностранцам, выступил Всеволод Страх, основатель интернет-магазина «Сотмаркет». Он посетовал на то, что «на рынке нет судьи», т.е. государства. Локальные игроки находятся в неравном положении по сравнению с зарубежными – не худо было бы брать налог с каждой транзакции, тогда наступит равенство.

Герман Клименко говорил о том же, приводя пример: «мир без границ» дал возможность китайскому магазину Aibaba войти в десятку самых посещаемых ресурсов Рунета. На внутреннем рынке рост российской онлайн-торговли пока обеспечен «каннибализмом», когда интернет-магазины одерживают победу над классическим ритейлом. Но нужно уравнять игроков (отечественных и зарубежных – ред.) в правах, конкуренция должна быть честной, иначе Россия потеряет онлайн-торговлю как отрасль.

Корпоративный народ по ту сторону баррикады подобрался и принялся отстаивать сложившийся статус-кво.

Генеральный директор Alibaba в России Марк Завадский сообщил, что помогает становлению российского онлайн-ритейла – вот, стартап в Китае организовали, который продаёт русские продукты, поди плохо. И в Сколкове у Alibaba есть проект. Что делить-то, если ваши онлайн-магазины и традиционный ритейл сами торгуют импортными товарами? Главное – производство в стране товаров и услуг. Что до конкуренции с местными игроками, то едва ли это проблема, т.к. только 2% ритейла принадлежит онлайн-торговле. И, наконец: «Общество в целом не согласно с этой концепцией (видимо, равенства с российскими компаниями по части уплаты налогов – ред.)». Опросы в Интернете показывают, утверждает Завадский, что «люди хотят иметь выбор». А существующий закон мы соблюдаем, налоги платим, всё чин-чинарём: «Я работаю в рамках местного законодательства. У нас есть контакты с российским правительством, представителями Думы и мы готовы продолжать это сотрудничество в целях выработки наиболее справедливых условий работы».

Фактически это признание: нынешние условия работы справедливы недостаточно.

Позиция Карло д’Азаро Бьондо оказалась несколько логичнее (видимо, не в первый раз излагал) и сводилась к следующему: наше дело инновационное, мы развиваем свой бизнес так быстро, что законодатель просто не успевает под нас подстроиться. Вот пусть законы нас и догоняют. Ирландия? Бог с вами, какой уход от налогов! Да, мы инвестировали 10 миллиардов в страну, где проживает четыре миллиона человек – разве Ирландии от этого плохо? И вообще, вклад компании в экономику страны – это не только налоги, но и образовательные программы, например.

Последнее заявление было явно лишним. Образовательные программы Google (и не только Google, но и, например, Microsoft) в России – это не столько бескорыстное просвещение публики, сколько, в лучшем случае, воспитание новых пользователей своей продукции, а в худшем – пиар-мероприятие. Деньги от недополученных налогов и тут пригодились бы существенно больше «образовательных программ»: в этом году число бесплатных мест для инженерных специальностей в российских вузах увеличено на 20%. Связь последнего замечания с темой обсуждения прямая – без подготовки своих инженеров Россия не обеспечит развитие национальных систем связи, с понятными последствиями для «цифровой экономики».
Отъезд специалистов опаснее оттока денег



Во время ПМЭФ вице-премьер Ольга Голодец обсудила с вице-президентом Google по развивающимся рынкам, Европе, Ближнему Востоку и Африке Мохаммедом Гавдатом (Muhammad Gawdat) методы привлечения квалифицированных работников, сообщает Интефакс.

Гавдат рекомендовал обучение и стажировку специалистов в компаниях Кремниевой долины, чтобы потом они могли вернуться на родину для реализации своих идей, отметив, правда, что есть угроза того, что люди уедут и не вернутся. «Лучшие наши инженеры — это русские, 25% наших инженеров — русские. Люди из России потрясающие, с огромным талантом», — отметил при этом Гавдат.

«Сегодня в России происходит драматическое явление — снижение издержек наряду с оттоком капитала ведет к увеличивающемуся оттоку работников, причем самой лучшей части нашей рабочей силы», — сказала вице-премьер.

На панели много говорилось также и о чисто российских особенностях онлайн-торговли – наша любовь к наличным, проблемы почтовой доставки и пр. Эта тема представляется самостоятельной и не столь интересной, как 2Д – данные и деньги – и мы намеренно не рассматриваем её здесь.

http://d-russia.ru/internet-torgovlya-2d-dannye-i-dengi.html

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode