РИА Новости. Алексей Даничев
10:00 03/12/2014
Российское общество сегодня переживает сложный этап своего развития. В стране осуществляется преобразование экономической, социальной, политической сфер жизни, которое сопровождается, в том числе, разработкой программ по работоспособности и конкурентоспособности российской законодательной системы, реформой в сфере оказания квалифицированной юридической помощи, механизмов и форм реализации права. Происходит заметная актуализация проблемы правового воспитания, вызванная целым рядом политических факторов развития России. Борьба с правовым нигилизмом, таким образом, становится ключевым направлением в госполитике.
В 2011 году Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». В 2014 году Постановлением Правительства РФ была утверждена новая редакция государственной программы Российской Федерации «Юстиция», основными целями которой сохраняются развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию. В Федеральной Палате адвокатов Российской Федерации к концу 2014 года определились с контурами реформы рынка юридических услуг.
Безусловно, эти документы и проекты, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры населения, играют важную роль в новейшей истории страны. Однако само по себе утверждение основ государственной политики в сфере развития правовой культуры и планы по организации системы оказания квалифицированной юридической помощи, к сожалению, не решают существующих проблем. Сегодня в отсутствии единых профессиональных и этических стандартов и конституционной гарантии на получение квалифицированной юридической помощи наблюдаются "растерянность" граждан в правовом поле и отсутствие осведомленности о реализации государственных программ и конкретных шагах в направлении повышении правовой культуры, улучшении тех или иных правовых институтов, эффективности правосудия, и т.д.
Для разрешения этих проблем необходима целенаправленная политика государства, профильных организаций, адвокатской корпорации и работа каждого участника процесса «на своем участке», направленные на повышение правовой культуры государства. Так, наряду с действующими стандартами открытости и публичного освещения государственных планов в сфере развития правовой культуры, в области информационного сопровождения ключевых для общества проектов необходимы:
• Формирование единого федерального и международного информационного пространства по национальной правовой тематике. Реализация общеправовой, общегосударственной имиджевой задачи пропаганды ценности и современности национальной правовой системы, избавление от исторически и искусственно укрепившихся в сознании российских и иностранных граждан стереотипов.
Цели: расширение диалогового пространства с участниками рынка (юристами) и потребителями юридических услуг (гражданами); сокращение информационной дистанции и «реклама» национальных правовых традиций и нововведений, проектов. Особенно актуально в связи с внешнеполитической обстановкой, которая делает актуальным вопрос о том, что России нужна независимость во всех аспектах: экономическом, энергетическом и в юридическом. Кроме того, актуально в связи с судебной реформой, ликвидацией ВАС.
Инструменты: СМИ, интернет, экспертные ресурсы. Программы по широкому и последовательному информированию граждан о реализации программ, развитие продуманной системы информирования о реализации проектов (Совместные проекты: Минюст РФ, ФПА, АЮР, и т.д.). Формирование специального журналистского «правового» пула (в том числе, международного), поддержка и развитие правовых СМИ, возрождение судебной журналистики.
• Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти, профильных организаций и участников рынка (юристов), основанного на принципах и профессионального партнерства.
Особенно актуально для Крыма: оперативная интеграция Крыма в российскую правовую систему привела к привлечению специалистов по украинскому и российскому законодательству для оказания квалифицированной юридической помощи крымскому населению и бизнесу. Однако на сегодняшний день ситуация в правовой сфере в новых субъектах Российской Федерации достаточно сложная. Правовые системы России и Украины существенно различаются. Предстоит весьма тяжелый процесс перехода от одной правовой системы к другой, который предполагает переподготовку юридического сообщества Крыма и Севастополя. В связи с чем, необходимо уделить особое внимание правовому просвещению и поддержки крымского населения и бизнеса, разработке технологии их правовой защиты, созданию доступных механизмов, направленных на поддержку крымских предпринимателей.
Цели: повышение лояльности и как следствие активности юридического сообщества в области обеспечения качества законотворческого процесса, пропаганды «правового» образа жизни, компетентности и эффективности правосудия и реформ в сфере оказания квалифицированной юридической помощи.
Инструменты: интернет, дискуссионные площадки, профильные мероприятия. Создание реальных площадок для обсуждения законопроектов, государственных инициатив, концепций регулирования рынка; реализация специальных проектов по созданию разнообразных форм правового просвещения широких слоев населения (обучающие семинары при участии квалифицированных юристов, информационное сопровождение судебных процессов, и т.д.).
• Создание и внедрение современных и информационных порталов не только для эффективного отправления правосудия, но и правового просвещения и обучения граждан (Электронных ресурсных центров дистанционного образования, просвещения).
Цели: организация системы оказания бесплатной первичной квалифицированной юридической помощи, при использовании современных технологий по правовому просвещению доступными для бизнеса и граждан.
Инструменты: интернет. Создание образовательных и юридических справочных систем, упрощенных справочных правовых баз; создание систем практических разъяснений норм права для граждан и бизнеса.
• Мониторинг деятельности юридического рынка и адвокатуры, в частности.
Членами национального профессионального сообщества должны стать практикующие профессиональные юристы, к которым могут быть применены меры дисциплинарного взыскания при необходимости. Однако сегодня на юридическом рынке России действуют различные структуры и частные лица, не следующие порой профессиональным и этическим стандартам в своей деятельности. Необходимо повысить качество предоставляемой юридической помощи не только за счет обязательной реформы регулирования юридической профессии, но и мониторинга, отслеживания участников юридического рынка, в том числе, самими юристами и компетентными органами и профильными организациями (например, АЮР, ФПА).
Цели: доступная оценка профессионализма, нравственности и социальной ответственности юристов России, выведение правовых отношений на новый технологический уровень, гарантия гражданам, предпринимателям, бизнесу дополнительной степени правовой защиты, избавление от рисков современного общества: мошенничества в области оказания правовых услуг, произвола представителей государственных органов, мошенников, и т.д.
Инструменты: справочные базы, рейтинги. Рейтинги и справочники юристов, единые системы тестирования для практиков и начинающих юристов, адвокатов (совместно с ФПА РФ), кадровые справочники выпускников). Такие официальные и единые рейтинги позволят гражданам получить доступную информацию о юристах в процессе поиска правового помощника, абитуриентам и их родителям определиться с местом, где лучше постигать правовые науки, работодателям - выбрать соискателя на должность.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- реализация прав граждан на доступ к информации;
- повышение правовой информированности граждан о своих правах, создание качественного консолидированного информационного продукта для граждан;
- повышение информированности граждан о деятельности органов государственной власти, принимаемых ими решениях, реализации проектов в правовом развитии страны и отдельных проектов, таких как программа оказания бесплатной юридической помощи, например, ходе подготовки реформы адвокатуры, и т.д.);
- повышение уровня осведомленности о работе (текущих проектах) и удовлетворенности граждан деятельностью органов государственной власти, профильных ассоциаций;
- увеличение объемов материалов в средствах массовой информации и увеличение их заинтересованности к правовой тематике, освещающих социально значимую правовую тематику;
- повышение эффективности взаимодействия средств массовой информации и органов государственной власти, профильных организаций;
- уменьшение количества мошенников на юридическом рынке, оказывающих неквалицифированную юридическую помощь гражданам под прикрытием реализации государственных программ;
Ольга Костикова (Бинда), советник ФПА РФ
http://rapsinews.ru/legal_market_publication/20141203/272693244.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Читать далее: http://rapsinews.ru/legal_market_publication/20141203/272693244.html#ixzz3L2KIxhaL