Девятое совещание Комитета по чрезвычайной ситуации, созванное Генеральным директором ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005 г.) (ММСП) в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), состоялось в пятницу, 22 октября 2021 г., с 13:00 до 17:05 по женевскому (центральноевропейскому) времени.
Ход работы заседания
Совещание членов и советников Комитета по чрезвычайной ситуации было проведено в режиме видеоконференции.
Генеральный директор приветствовал Комитет и поблагодарил его членов и советников за их содействие и рекомендации, предоставляемые ими на протяжении пандемии COVID-19. Он отметил важность работы Комитета с учетом текущих проблем, вызванных пандемией COVID‑19. Генеральный директор подчеркнул необходимость проведения вакцинации с учетом существующих рисков и особенностей обстановки в сочетании с надлежащими медико-санитарными и социальными мерами (МССМ) и повторил обращенный к мировому сообществу призыв принять меры по расширению вакцинации, с тем чтобы к концу 2021 г. добиться охвата 40% населения каждой страны.
Представители Бюро юрисконсульта (LEG) и Департамента по вопросам соблюдения требований, управления рисками и этики (CRE) кратко проинформировали членов Комитета об их функциях и обязанностях. Специалист Департамента CRE по этике уведомил членов и советников Комитета о принятом ВОЗ порядке подачи деклараций интересов. Члены и советники были информированы о своей персональной обязанности своевременно сообщать в ВОЗ о любых интересах личного, профессионального, финансового, интеллектуального или коммерческого характера, которые могут создать предположительный или прямой конфликт интересов. Им также было сделано напоминание об обязанности соблюдать конфиденциальность информации о состоявшихся в ходе совещания обсуждениях и о работе Комитета. Был проведен опрос каждого присутствующего участника совещания. Два участника сообщили об изменении своих должностных обязанностей с момента проведения предыдущего совещания, однако в ходе анализа их новых функций было установлено, что они не порождают конфликт интересов. Один из советников был назначен на должность в ВОЗ и не будет участвовать в работе Комитета в своем прежнем качестве. Каких-либо конфликтов интересов выявлено не было.
Секретариат передал слово председателю совещания профессору Дидье Усену. Профессор Усен изложил задачи и повестку дня совещания.
Секретариат представил обновленную информацию по следующим вопросам:
- мировая эпидемиологическая обстановка и факторы, способствующие передаче инфекции;
- ожидаемая эволюция COVID-19 и возможные будущие сценарии согласно существующим прогнозам;
- сохраняющаяся проблема несправедливого распределения вакцин против COVID-19 в мире и планы по наращиванию поставок вакцин посредством Механизма COVAX; и
- повышение согласованности выполнения государствами-участниками рекомендаций о медико-санитарных мерах в области международных перевозок.
Комитет обсудил ряд насущных вопросов, включая следующие:
- состояние и проблемы эпиднадзора за SARS-CoV-2;
- иммунитет, вырабатываемый в результате естественного заражения инфекцией или вакцинации, и эффективность защиты в том и в другом случае;
- значение оперативных обзоров для выработки и совершенствования противоэпидемических мер государствами-участниками; и
- важность сохранения комплексных МССМ с учетом существующих рисков.
Комитет выразил озабоченность в связи с трудностями, с которыми сталкивается Африканский регион в процессе борьбы с пандемией COVID-19, в частности связанными с получением достаточного количества вакцин, средств диагностики и лекарственных препаратов, а также сбором, анализом и представлением эпидемиологических и качественных лабораторных данных, в том числе данных геномного секвенирования, необходимых для отслеживания динамики пандемии COVID-19. Комитет настоятельно призвал в надлежащем объеме обеспечивать Регион и его государства-участники ресурсами, помощью в укреплении потенциала и технической поддержкой для укрепления их систем эпиднадзора и противоэпидемических мер.
Члены Комитета поблагодарили ВОЗ за ее ведущую роль в координации глобальных мер по борьбе с пандемий COVID-19 и за ее постоянные усилия по содействию государствам-участникам в представлении отчетности о выполнении временных рекомендаций. Комитет подчеркнул, что штаб-квартире, региональным и страновым бюро ВОЗ необходимо и далее содействовать государствам-участникам в выполнении временных рекомендаций и представлении отчетности по ним.
Члены Комитета высоко оценили текущую работу ВОЗ по координации кратко-, средне- и долгосрочных программ научных исследований, направленных на ликвидацию пробелов в существующих знаниях и реагирование на эволюцию пандемии. Была отмечена необходимость дальнейшего изучения с позиций концепции «Единое здоровье» таких вопросов, как SARS-CoV-2, средства и изделия медицинского назначения (такие как маски и респираторы многократного использования), а также вакцины, средства диагностики и лекарственные препараты следующего поколения, позволяющие сдерживать пандемию в долгосрочной перспективе. Помимо этого требуются исследования, позволяющие оценивать роль отдельных МССМ и их сочетаний на фоне изменения пандемической обстановки, в том числе применительно к различным вариантам вируса и с учетом особенностей иммунитета, вырабатываемого организмом в результате естественного заражения, и вакцинно-индуцированного иммунитета.
Комитет подчеркнул, что, несмотря на прогресс, достигнутый благодаря широкому применению вакцин и лекарственных препаратов против COVID-19, анализ текущей обстановки и модельные прогнозы указывают на то, что пандемия еще далека от завершения. Комитет подчеркнул, что для сдерживания пандемии и уменьшения ее негативных последствий для здоровья, а также для социально-экономической и образовательной сфер государствам-участникам крайне необходимо продолжать применять все имеющиеся в их распоряжении средства, включая МССМ, вакцинацию, средства диагностики, лекарственные препараты и эффективные методы коммуникации. Кроме того, Комитет отметил, что затяжной характер пандемии COVID-19 создает дополнительную нагрузку в условиях сложных чрезвычайных ситуаций гуманитарного характера, массовой миграции, вынужденного перемещения населения и других кризисов. В связи с этим Комитет предложил государствам-участникам рассмотреть возможность внесения изменений в их планы по обеспечению готовности и мер реагирования и стратегии оказания помощи с учетом указанных взаимосвязей.
Члены Комитета единодушно согласились с тем, что пандемия COVID-19 по-прежнему представляет собой экстраординарное событие, продолжающее оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье населения во всем мире, сопровождается риском международного распространения инфекции и нарушения международного сообщения и требует скоординированных международных ответных мер. Таким образом, Члены Комитета сошлись во мнении о том, что пандемия COVID-19 остается чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение (ЧСЗМЗ), и представили изложенные свои рекомендации Генеральному директору.
Генеральный директор сделал вывод о том, что пандемия COVID-19 по-прежнему представляет собой ЧСЗМЗ. Он принял рекомендации Комитета для ВОЗ и в соответствии с ММСП выпустил их в качестве временных рекомендаций для государств-участников.
Комитет по чрезвычайной ситуации будет созван вновь не позднее чем через три месяца по усмотрению Генерального директора. Генеральный директор поблагодарил Комитет за его работу.
Временные рекомендации для государств-участников
Отметив наличие некоторых нюансов, связанных с выполнением временных рекомендаций в условиях различных регионов, члены Комитета, тем не менее, посчитали важным вынести всем странам изложенные ниже рекомендации.
- ИЗМЕНЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Продолжать применять в целях борьбы с COVID-19 научно обоснованные медико-санитарные и социальные меры (МССМ), а также жизненно необходимые средства, в частности рекомендованные ВОЗ лекарственные препараты, средства диагностики и вакцины. Государствам-участникам рекомендуется регулярно корректировать свои противоэпидемические стратегии посредством мониторинга эпидемиологической обстановки, анализа факторов уязвимости, в том числе возможностей своих систем здравоохранения, а также оценки соблюдения и воздействия отдельных МССМ и их сочетаний. Важным условием сокращения передачи SARS-CoV-2 остается использование масок, физическое дистанцирование, гигиена рук и усиленная вентиляция помещений. Существующие МССМ, включая выявление контактов, карантин и изоляцию, следует и далее применять при возникновении случаев индивидуальной или групповой заболеваемости с учетом эпидемиологической и социальной обстановки и контролировать их соблюдение. Ссылка на рекомендации ВОЗ
- ИЗМЕНЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Руководствоваться принципами управления рисками при организации массовых мероприятий, принимая меры по оценке и уменьшению рисков и оповещению о них. Поскольку проведение массовых мероприятий и массовое перемещение людей могут быть вызваны различными причинами при различных уровнях допустимого риска, при проведении оценки риска крайне важно в соответствии с рекомендациями ВОЗ учитывать особенности эпидемиологической обстановки (в том числе распространенность вариантов, вызывающих озабоченность, интенсивность передачи инфекции, а также возможности для выявления контактов и проведения тестирования). В частности, государствам-участникам, находящимся в ситуации нестабильности и уязвимости, требуется дополнительная поддержка в решении проблем, связанных с конфликтами, массовой миграцией и возникновением массовых скоплений людей в период пандемии COVID-19. Ссылка на рекомендации ВОЗ
- ИЗМЕНЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. В соответствии с призывом ВОЗ до конца 2021 г. вакцинировать не менее 40% населения всех стран. Для защиты уязвимых категорий населения от появления и распространения вариантов SARS-CoV-2 необходимо укреплять мировую солидарность и увеличивать производственный потенциал. Для более сбалансированного распределения вакцин во всем мире государствам-участникам предлагается переуступать имеющиеся у них дозы и в соответствии с рекомендациями СКГЭ применять поэтапный подход к вакцинации. Программы вакцинации должны охватывать уязвимые категории населения, включая моряков и экипажи воздушных судов. Для более широкого внедрения вакцин государствам-участникам рекомендуется провести оценку факторов, способствующих и препятствующих проведению вакцинации. Ссылки на Дорожную карту СКГЭ по приоритетному порядку использования вакцин и предварительное заявление СКГЭ о применении бустерных доз в рамках вакцинации против COVID-19
- ИЗМЕНЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Расширять эпиднадзор за SARS-CoV-2 и продолжать предоставлять ВОЗ отчетные данные, позволяющие быстро выявлять, отслеживать и оценивать варианты вируса и осуществлять непрерывный мониторинг развития пандемии и мер по ее сдерживанию. Государствам-участникам рекомендуется укреплять свои системы эпиднадзора, внедряя двунаправленный подход, предусматривающий реагирование на критические ситуации и ведение молекулярного эпиднадзора, в том числе своевременное получение репрезентативных данных геномного эпиднадзора. Для ведения эпиднадзора за SARS-CoV-2 государствам-участникам следует задействовать возможности существующих национальных, региональных и глобальных сетей, в частности Глобальной системы по эпиднадзору за гриппом и принятию ответных мер. Ссылка на рекомендацию ВОЗ
- РАСШИРЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Обеспечивать бесперебойное оказание основных видов медицинской помощи, выделяя на эти цели достаточные финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы; расширять возможности систем здравоохранения по противодействию последствиям пандемии для психического здоровья взрослых и детей, текущим вспышкам других болезней и другим чрезвычайным ситуациям. Ссылка на документ с изложением позиции ВОЗ
- РАСШИРЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Продолжать руководствоваться принципами оценки рисков для содействия международному пассажирскому сообщению и предоставлять ВОЗ информацию о применении мер в отношении поездок и их обоснование с точки зрения общественного здравоохранения. В соответствии с ММСП такие меры (например, масочный режим, тестирование, изоляция/карантин и вакцинация) должны применяться исходя из оценки риска, с учетом местной обстановки и, согласно положениям статьи 40 ММСП, не создавать финансовой нагрузки на лиц, совершающих международные поездки. Ссылка на рекомендации ВОЗ
- РАСШИРЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. НЕ требовать от лиц, совершающих международные поездки, предъявления доказательств вакцинации против COVID-19 в качестве единственного варианта или условия совершения международных поездок, с учетом ограниченной доступности вакцин против COVID-19 и их несбалансированного распределения во всем мире. В соответствии с рекомендациями ВОЗ государствам-участникам следует предусмотреть возможность регулирования международного пассажирского сообщения на основе оценки рисков, по возможности, отменяя или корректируя такие ограничения, как обязательное тестирование и/или помещение в карантин. Ссылка на документ с изложением позиции ВОЗ и ссылка на рекомендации ВОЗ.
- ИЗМЕНЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Признать все вакцины против COVID-19, допущенные ВОЗ к применению в условиях чрезвычайной ситуации, и все рекомендованные СКГЭ схемы вакцинации, в том числе в рамках регулирования международного пассажирского сообщения. Ссылка на описание процедуры ВОЗ по допуску средств к применению в условиях чрезвычайной ситуации и ссылка на информацию о вакцинах, допущенных ВОЗ к применению в условиях чрезвычайной ситуации.
- РАСШИРЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Устранить существующие на национальном и местном уровнях недостатки в работе с населением и информировании общественности в целях сокращения передачи COVID-19, противодействия дезинформации и, в соответствующих случаях, повышения уровня доверия к вакцинам против COVID-19. Для этого требуется более активно распространять информацию о необходимости комплексных ответных мер со стороны общественного здравоохранения. Ссылка на коммуникационные материалы ВОЗ
- НОВАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ. Содействовать внедрению рекомендованных ВОЗ методов лечения, принимая меры по повышению их доступности и ценовой приемлемости. Местное производство и передача технологий могут способствовать обеспечению равноправного доступа к средствам лечения во всем мире.