«Газпром» прекратит поставки в Молдавию, если с республикой не будет подписан новый контракт. Стороны не сходятся в цене на газ, и компромисс не просматривается. Кишинев готовится покупать топливо у альтернативных поставщиков, но в этом случае без газа может остаться Приднестровье, на которое приходится больше половины годового потребления. Конфликт вышел за рамки коммерческого спора и может осложнить отношения Москвы и Кишинева.
Переговоры без договора
После провала переговоров о новом контракте на поставки российского газа в Молдавию спор Москвы и Кишинева вышел в публичную плоскость. Итоги встреч, состоявшихся 21–22 октября в российской столице, в Facebook прокомментировал один из их участников — молдавский вице-премьер Андрей Спыну.
Он сообщил, что в ходе переговоров Кишинев обозначил, что хочет долгосрочный контракт между «Молдовагазом» и «Газпромом», выгодный для обеих сторон. Но, подчеркнул господин Спыну, предложение, сделанное «Газпромом», «невыгодно нашим гражданам».
По его словам, предложенная российской стороной цена, «которая включает финансовые и нефинансовые условия, в том числе выплату исторического долга, выше, чем предложения на международных газовых рынках».
«Республика Молдова не может согласиться платить за газ более высокую цену, чем другие государства в регионе»,— отметил господин Спыну.
Вице-премьер сообщил, что Кишинев хочет нового раунда переговоров с «Газпромом». А пока будет искать альтернативных поставщиков, чтобы обеспечить страну газом и диверсифицировать источники поставок. На данный момент, по словам Андрея Спыну, есть договоренность с «Газпромом» о дополнительных поставках газа в октябре — 5 млн кубометров в сутки. «Надеемся, эти объемы поступят в ближайшее время»,— написал чиновник.
Продолжатся ли на этой неделе российско-молдавские газовые переговоры, неясно: о новой встрече сторон пока не сообщалось. Между тем действие контракта закончится на этой неделе. Напомним, договор истек еще 30 сентября, но был продлен на месяц.
«Газпром» в проблемах обвиняет молдавскую сторону. «Сложилась сложная ситуация с поставками российского газа в Молдову. Вина целиком и полностью лежит на властях Молдовы. Речь идет о кризисе неплатежей со стороны Молдовы за российский газ»,— заявил 23 октября официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.
По словам господина Куприянова, у Молдавии накопился долг перед «Газпромом».
«В настоящее время тело долга составляет $433 млн, а с учетом просрочки платежей общая сумма задолженности составляет $709 млн. При этом представители Молдовы почему-то не хотят признавать накопившуюся сумму задолженности. Представителям Молдовы также не нравится цена на газ, хотя ценообразование здесь понятно и прозрачно»,— сказал он.
Представитель «Газпрома» отметил, что, «несмотря на накопившиеся долги, молдавская сторона обращается с просьбой продлить контракт на поставку газа на октябрь и ноябрь сего года». «"Газпром" и здесь идет навстречу, заключил контракт на октябрь и готов продлить контракт на ноябрь в том случае, если молдавская сторона полностью оплатит поставки за сентябрь и октябрь текущего года»,— сказал Сергей Куприянов.
Он также оговорился, что, если не будет полностью произведена оплата за поставки газа и подписан новый контракт с 1 декабря этого года, поставки в Молдавию будут остановлены.
Споры о цене
Ценообразование, ранее учитывавшее изменения цен на нефтепродукты, было изменено на полную привязку к цене немецкого хаба NCG с временным базисом на месяц вперед. Таким образом, в октябре Молдавия платит за газ около $800 за 1 тыс. кубометров. Если контракт будет продлен на ноябрь, что является одним из промежуточных вариантов, цена будет уже около €86,997 за 1 МВт•ч, или около $1,1 тыс. за 1 тыс. кубометров.
Такое ценообразование не устраивало молдавскую сторону, предлагавшую на переговорах изменить временной базис на год вперед. Контракт с длительным индексом помог бы Кишиневу избежать скачков цены при резких изменениях на рынках, а стоимость закупки газа снизилась бы на 30–50% от текущей. Но, представители «Газпрома» с этим предложением не согласились, настаивая на сохранении прежней привязки, говорит один из собеседников “Ъ”.
«Газпром», как сообщали источники “Ъ”, предлагал скидку в размере 25% от рыночной цены, но при условии погашения исторической задолженности Молдавии (без учета Приднестровья), достигшей $709 млн. Молдавской делегации предложили погасить тело кредита — $433 млн — за три года, а остаток (накопленная просрочка) — еще за два. Российская монополия предлагала заключить соглашение о реструктуризации в течение ноября. «Это хорошие, нормальные условия, и проблема здесь не в "Газпроме"»,— считает один из собеседников “Ъ”, близкий к переговорам.
Высокопоставленный собеседник “Ъ” в молдавском правительстве предложение по выплате долга приемлемым не считает. «Мы признаем долг. Но не знаем всех его элементов. Нужен аудит»,— отмечает он. Однако, продолжает собеседник, загвоздка даже не в этом, а в том, что выплата долга в совокупности с нынешней высокой ценой на газ даже с учетом предложенной Россией скидки в размере 25% создает большую финансовую нагрузку.
По его расчетам, «в таком пакете газ получается по $1,4 тыс. (за 1 тыс. кубометров.— “Ъ”), а нагрузка ляжет на бюджет».
Денег на это у страны попросту нет, резюмирует он. По его словам, выгоднее полгода не платить долг и начать выплаты, когда газ подешевеет.
Помимо выплаты долга, сообщил молдавский чиновник, на переговорах с «Газпромом» речь шла о том, чтобы отложить внедрение в Молдавии Третьего энергопакета. Республика давно взяла на себя обязательства разделить активы «Молдовагаза» на три независимые компании, которые будут заниматься поставкой, транспортировкой и распределением газа, но до сих пор этого не сделала.
Собеседник “Ъ” рассказал, что российская сторона предлагала отложить этот вопрос до тех пор, пока «Молдовагаз» не погасит свою задолженность перед «Газпромом» хотя бы за год. Кишинев, говорит источник “Ъ”, может подождать с этим максимум год, поскольку в противном случае может потерять финансовую помощь ЕС, обусловленную в том числе внедрением Третьего энергопакета.
Отмечая, что Кишиневу хотелось бы договориться с «Газпромом», собеседник “Ъ” сказал, что Молдавия не просто готовится к тому, что контракта может не быть, а уже располагает альтернативными предложениями по поставкам газа. Тендер ранее объявила молдавская компания «Энергоком»: «У них уже есть предложения по цене меньше $1 тыс. за 1 тыс. кубометров. Если не будет поставок от "Газпрома", на первом этапе будем брать через "Энергоком"». Среди тех, кто готов поставить газ, чиновник назвал поставщиков из Польши, Румынии, Словакии и с Украины.
Украина предлагает поставить в Молдавию до 100 млн кубометров в ноябре, но цена, как утверждает другой собеседник “Ъ”, по этому контракту не будет ниже стоимости российского газа, поскольку привязать ее предлагается к хабу TTF c базисом на сутки вперед. Спотовые контакты на TTF на сутки вперед сейчас торгуются на уровне €86,6 за 1 МВт•ч, или около $1097 за 1 тыс. кубометров. Но этот объем рассчитан только на Молдавию, и неясно, как при этом сценарии будет закрываться потребление левого берега.
Из 3 млрд кубометров газа, которые ежегодно потребляет республика, львиная доля — 1,9 млрд — приходится на непризнанное Приднестровье, где расположены мощная Молдавская ГРЭС, Молдавский металлургический завод и другие энергоемкие производства.
За годы существования приднестровского конфликта сложилась практика, при которой левобережные районы Молдавии за российский газ попросту не платят, а «Газпром» не поднимает тему выплаты долга, который составляет около $8 млрд.
В Кишиневе дают понять, что если газ в страну будет поставляться не «Газпромом», то у Приднестровья могут возникнуть проблемы. «Встает вопрос, как обеспечить Приднестровье»,— признает молдавский чиновник.
Старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Катя Яфимава считает, что Молдавия вряд ли выиграет от закупок топлива не у «Газпрома». «В большинстве европейских стран ценообразование на газ биржевое. Газ можно либо покупать на хабах, либо по контрактам, в большинстве которых формула цены индексирована к ценам на хабах. Неудобная для Молдовы правда заключается в том, что, где бы еще она ни пыталась закупить газ, цена будет привязана к хабам плюс еще стоимость транспортировки от хаба до Молдовы (hub plus transport). То есть рыночная, конкурентная цена газа для Молдовы никак не может быть ниже, чем цена, привязанная к хабу, что и предложил "Газпром"»,— отмечает госпожа Яфимава в комментарии “Ъ”. Она полагает, что у сторон есть возможность найти взаимоприемлемое решение и избежать полномасштабного кризиса, если удастся не политизировать сложившуюся ситуацию, «она на самом деле экономическая, а не политическая».
Политики нет, но она есть
О том, что в российско-молдавском газовом споре нет политики, заявляли и в «Газпроме». «Здесь нет никакой политики, "Газпром" — акционерное общество и не может работать в убыток, не может допустить потерь налоговых выплат в бюджет РФ. Есть границы терпения. Молдова сама своими руками провоцирует кризис»,— заявил Сергей Куприянов.
В Молдавии между тем распространена другая версия. Высказывают ее пока не власти, а представители неправительственных организаций и политики, ориентированные на Европу. «Москва решила использовать свои инструменты влияния в энергетике с четким желанием обрушить рейтинг нового правительства,— уверен аналитик исследовательского центра WatchDog Moldova Валериу Паша.— Цель понятна: усилить эффект экономического кризиса. Это не коммерческий спор. Когда выходит представитель "Газпрома" и говорит, что не может работать себе в убыток, это смешно, когда есть больше $8 млрд долга за неоплаченный газ в Приднестровье».
По словам эксперта, для республики становится делом принципа «разорвать порочный круг зависимости от "Газпрома" и внедрить Третий энергопакет».
Бывший советник президента Молдавии Майи Санду Сергей Тофилат назвал сложившуюся ситуацию «шантажом Москвы»: «Похожий сценарий был применен на Украине. В апреле 2014 года "Газпром" повысил цену на газ практически вдвое и также потребовал выплатить якобы долги за газ в размере $2,2 млрд. Почему? Потому что украинский народ решил выйти из московской орбиты и встать на путь демократизации».
Газовый спор, таким образом, уже получил политическую окраску и вполне может осложнить отношения Москвы и Кишинева, которые толком не установились: с момента прихода к власти в Молдавии год назад прозападного президента Майи Санду пока не произошло ни одного контакта с Россией на высшем уровне.