Ассоциация интернета вещей (АИВ) попросила Минцифры отложить на год, до конца 2021 года, переход этой технологии на отечественные базовые станции связи. Участники рынка жалуются на сложности с включением в реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП), куда пока попали только базовые станции компании, связанной с семьей Ротенбергов. По экспертным оценкам, рынок ждет десятикратный рост, примерно до 100 млрд руб. ежегодно, из-за планов перехода на «умные счетчики» электроэнергии.
АИВ направила главе Минцифры РФ Максуту Шадаеву письмо с просьбой дать производителям базовых станций, работающих на частотах 864–865 МГц, 866–868 МГц и 868,7–869,2 МГц (используются для интернета вещей, IoT), еще год на получение статуса ТОРП. Копия документа, отправленного 15 сентября, есть у “Ъ”, его подлинность подтвердил глава АИВ Андрей Колесников. В Минцифры “Ъ” сообщили, что получили письмо и ждут от АИВ материалы, обосновывающие необходимость переноса срока.
Статус ТОРП для базовых станций необходим с 1 декабря 2020 года, чтобы использовать диапазоны частот, указанные в письме. Такое решение в конце 2018 года приняла Госкомиссия по радиочастотам. Однако постановление правительства, определяющее порядок получения статуса отечественного оборудования, вышло только в июле 2019-го. «У производителей было всего два неполных года на разработку, тестирование, организацию выпуска, оформление документов на получение ТОРП и саму процедуру включения в реестр»,— сетуют авторы письма. Ситуацию осложнила пандемия, из-за которой была приостановлена работа компаний и ведомств, указывают участники рынка, резюмируя, что большинство производителей базовых станций для IoT не успеют получить статус ТОРП к концу 2020 года и будут вынуждены уйти с рынка.
Проблема затронет в первую очередь формирующийся рынок «умных счетчиков», считают в АИВ. В июле ТАСС со ссылкой на вице-премьера Юрия Борисова сообщал о планах правительства в течение 15 лет перевести систему учета электроэнергии на «умные счетчики», это около 76 млн приборов в стране. По оценке «Русатом инфраструктурные решения», в ближайшие десять лет только рынок «умных электросчетчиков» в России может превысить 60 млрд руб. в год, а с учетом контроля тепла, горячей и холодной воды общий рынок оценивается в 100 млрд руб. Это примерно десятикратный рост: Ассоциация российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) и МТС оценивают рынок «умного ЖКХ» в 10–12 млрд руб. в год.
Пока на то, чтобы обеспечивать весь этот рынок базовыми станциями, претендует только одна компания. Статус ТОРП получила продукция одного поставщика — ООО СРТ (бренд «Стриж»), уточнил исполнительный директор АРПЭ Иван Покровский. По данным Kartoteka.ru, 45% СРТ принадлежит Андрею Шипелову, еще 45% через «ДФА Капитал» — Дмитрию Афанасенко, 10% — Павлу Старюку. До июля 2020 года в числе владельцев компании был сын миллиардера Аркадия Ротенберга Игорь Ротенберг (45%).
Два собеседника “Ъ” на рынке видят в происходящем попытку СРТ монополизировать отрасль. Они указывают, что оборудование СРТ без проволочек получило статус ТОРП, тогда как их конкурентам отказывают по формальным причинам.
В самой СРТ ситуацию видят иначе. «Все участники рынка имели возможность проводить данную работу (получение статуса ТОРП.— “Ъ”), но не стали этого делать. Сейчас мы видим, что другие участники рынка, в том числе и так называемая АИВ, которая продвигает решение иностранных производителей, пытаются отложить решение правительства»,— заявил “Ъ” представитель СРТ.
Но опрошенные “Ъ” эксперты и участники рынка отмечают, что процедура включения в реестр ТОРП бюрократизирована и непрозрачна. В компаниях целые команды месяцами готовят «огромные кипы документов» для включения в реестр и получают отказы, утверждает руководитель одной из них. «Мы прикладываем все усилия, но процедура долгая и непрозрачная. Регламент неясен, требования сформулированы нечетко, принцип работы комиссии, утверждающей статус, также вызывает вопросы»,— сетует коммерческий директор «Вега Абсолют» (по собственным данным, занимает 80% рынка базовых станций для IoT в России) Максим Каруля. С ним соглашается и господин Покровский, по мнению которого подтверждение российского происхождения продукции становится не только защитой от импорта, но и инструментом конкурентной борьбы между российскими компаниями.