Избранное сообщение

суббота, 18 марта 2017 г.

Доводы в пользу поддержки структурных реформ за счет налогово-бюджетной политики


Ангана Банерджи , Эра Дабла-Норрис, Ромен Дюваль и Давиде Фурчери

13 марта 2017 года

Многим странам с развитой экономикой необходимы структурные реформы, чтобы сделать свою экономику более производительной и повысить уровень жизни на долгосрочной основе. Наши новые исследования показывают, что при условии, что страны могут себе это позволить, налогово-бюджетная политика за счет расходов или налоговых стимулов может помочь правительствам преодолеть некоторые препятствия для реформ, особенно на начальном этапе.


Структурные реформы способствуют повышению занятости, поощряют создание стартапов и приводят к росту производительности. Например, реформы рынков продукции, такие как дерегулирование отраслей, скажем, в энергетическом секторе и на транспорте, могут повысить конкуренцию между компаниями. Реформы рынков труда, такие как снижение налогов на занятость и изменения пособий по безработице, могут содействовать включению работников в рабочую силу и нахождению ими работы.


В то же время некоторые из этих реформ могут повлечь за собой краткосрочные экономические издержки, и реформы зачастую наталкиваются на мощное политическое противодействие со стороны заинтересованных кругов.


Результаты нашей новой аналитической работы показывают, что:


 Реформы не только способствуют экономическому росту, они также приводят со временем к сокращению бремени государственного долга. Поэтому проведение реформ помогает правительствам, испытывающим дефицит денежных средств.


 Поскольку реформы обычно повышают темпы роста и увеличивают налоговые поступления, сочетание пакетов реформ с временной бюджетной поддержкой — в форме расходов на проекты с высокой отдачей или налоговых стимулов — может снизить, а не повысить бремя долга страны в среднесрочной перспективе, даже когда такие стимулы предоставляются таким образом, чтобы не увеличить дефицит бюджета.


 Однако для того, чтобы страны могли рассмотреть возможность таких пакетов, им необходимо иметь для этого возможности, у них должны быть устойчивые государственные финансы, прочная среднесрочная бюджетная основа, а также твердая приверженность проведению существенных реформ.


Выгоды от реформ в плане экономического роста и государственных финансов


Наши выводы основаны на новых эмпирических исследованиях и исследованиях на базе моделей, касающихся прошлых реформ рынков труда и продукции в 26 странах 2 с развитой экономикой, а также на детальных исследованиях опыта реформ в Германии, Ирландии, Нидерландах, Соединенном Королевстве и Финляндии.


Мы пришли к выводу, что реформы рынков труда и продукции, как правило, приводили к увеличению ВВП (до 2–3 процентов в среднесрочной перспективе, в зависимости от типа реформы) за счет повышения производительности и занятости.


Прирост ВВП, в свою очередь, обеспечивает правительству больше налоговых доходов. Как более высокий ВВП, так и возросшие налоговые доходы приводят к снижению отношения государственного долга к ВВП. Именно это в среднем происходило во время прошлых эпизодов дерегулирования рынка продукции, например, в середине 1990-х годов в нескольких сетевых отраслях в Германии; таких как телекоммуникации и топливно-энергетический сектор.


Бюджетные затраты с выгодой для бюджета


Мы также пришли к выводу, что поскольку некоторые реформы приводят к временному снижению, а не увеличению ВВП, они могут в результате наносить ущерб государственным финансам. Это, например, может случиться, когда органы 3 государственного управления уменьшают защиту занятости для постоянных работников или сокращают пособия по безработице, когда экономика ослабла.


В таких случаях, в странах, которые могут себе это позволить, некоторые временные расходы на проекты с высокой отдачей или налоговые стимулы могут привести к более эффективному проведению реформ. Это обеспечит бюджетные выгоды в среднесрочной перспективе, когда произойдет увеличение объема производства в результате реформ. На начальной стадии реформ правительства могут использовать стимулы в области налогов или расходов для помощи тем, кто пострадал от реформ в наибольшей степени, что должно обеспечить политическую поддержку преобразованиям.


Однако эти меры политики могут быть контрпродуктивными в странах, практически не имеющих резервов, если только эти меры не реализуются нейтральным с точки зрения бюджета образом. Например, Германия, Соединенное Королевство и Финляндия снизили налоговую нагрузку на лиц с низкими доходами. Но они провели снижение ставок подоходных налогов с физических лиц одновременно с реформами пособий по безработице и других систем социальной защиты, с тем чтобы помочь людям, затрагиваемым реформами, без увеличения дефицита бюджета.


Германия, Ирландия и Соединенное Королевство также применяли стимулы для реформ рынков продукции в сочетании с реформами, которые привели к сокращению государственных расходов — например, сокращали налоги на предприятия при одновременном сокращении государственных субсидий, благоприятствовавших промышленности. Иногда применялись фискальные льготы, например, предоставлялась 4 возможность списания с налогов потерь капитала в результате дерегулирования отрасли такси в Ирландии, но только после проведения реформ.


Меры по уменьшению государственного долга и дефицитов, принимаемые одновременно с созданием стимулов для реформ, означали, что в некоторых странах были осуществлены пагубные сокращения инвестиций в инфраструктуру.


Основания для стран в пользу решения о том, когда и как использовать расходы или снижение налогов для поддержки реформ рынков труда и продукции, будут различными. Они будут зависеть от типа реформы, от того, находится экономика на подъеме или в свободном падении, а также от способности государства увеличивать расходы или снижать налоги в целях поддержки реформ.


Страны, бюджеты которых дают им достаточные для этого возможности, могут их использовать для временной прямой поддержки реформ — особенно реформ рынков труда там, где экономика ослабла.


Что делать странам, не имеющим денежных резервов?


Странам следует продвигать реформы рынков труда и продукции, проводить в первую очередь те преобразования, которые сопряжены с меньшими издержками в ближайшей перспективе. Такие реформы приведут со временем к снижению отношения государственного долга к ВВП и ослабят давление на ограниченные бюджеты.


Эти страны могут также оказать поддержку, но нейтральным с точки зрения бюджета образом, в рамках более широкой программы реформ. Кроме того, им следует 5 планировать реформы тщательно продуманным образом — например, принять законодательство о реформе занятости, которое вступит в силу с задержкой в один-два года. Это будет поощрять фирмы к инвестированию и найму работников в ближайшей перспективе, пока экономика еще не окрепла, без сокращения сотрудников.


Заинтересованность в проведении реформ имеет важнейшее значение


Для всех стран основания для бюджетной поддержки в начале процесса реформ критическим образом зависят от доверия к приверженности правительства решительно проводить комплексные реформы и устойчивую налогово-бюджетную политику.



******

Ангана Банерджи — старший экономист Европейского департамента МВФ. В настоящее время она занимается мерами политики в зоне евро, уделяя особое внимание, в частности, реформам рынков продукции и труда в Европейском союзе. Со времени прихода в МВФ она работала с различными странами с развитой экономикой, странами с формирующимся рынком и странами с низкими доходами и была руководителем миссии МВФ в ряде стран, в том числе на Кипре.


Эра Дабла-Норрис — начальник отдела в Департаменте по бюджетным вопросам МВФ. В настоящее время она занимается вопросами, относящимися к структурным реформам и производительности, неравенству доходов, бюджетным рискам и вторичным эффектам, демографии и бюджетной динамике. Со времени прихода в МВФ она работала с различными странами с развитой экономикой, странами с формирующимся рынком и странами с низкими доходами, и имеет множество публикаций по самым различным темам.


Ромен Дюваль — советник в Исследовательском департаменте МВФ, где он возглавляет программу работы по структурным реформам. Он является автором большого числа публикаций в научных и ориентированных на разработку политики журналах по самым различным темам, включая структурные реформы, рост, безработицу, политические аспекты экономических реформ, циклы деловой активности, денежно-кредитную политику, обменные курсы и изменение климата. Он имеет степень доктора экономических наук.


Давиде Фурчери — экономист в Исследовательском департаменте МВФ. До этого он работал экономистом в Европейском центральном банке и Организации экономического сотрудничества и развития. Он является автором множества публикаций в научных журналах в области макроэкономики, государственных финансов и международной макроэкономики. У него имеется степень доктора экономических наук от Университета Иллинойса и степень доктора по региональной экономике от Университета Палермо.


http://www.imf.org/external/russian/NP/blog/2017/031317r.pdf
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode