Фото: pixabay.com/ Unsplash
Трудности с привлечением инвестиций являются основным препятствием на пути развития возобновляемой энергетики в России и странах Юго-Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, говорится в новом докладе о состоянии возобновляемой энергетики Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН.Галина Рагузина, 21/01-2016
На долю 17 государств Юго-Восточной Европы и региона ВЕКЦА, где в совокупности проживают более 300 миллионов человек и производятся 4,9% мирового ВВП, приходится всего 0,5% (или 0,9 млрд долларов) инвестиций в возобновляемую энергетику в мире.
Наличие субсидий для ископаемых видов топлива и их изобилие в некоторых странах, а также неполная либерализация энергетического рынка препятствуют созданию благоприятных экономических условий для возобновляемой энергетики.
Толчком к внедрению возобновляемой энергетики и энергоэффективности может стать необходимость модернизации стареющих энергосистем этих стран. Таковы выводыдоклада, подготовленного ЕЭК ООН совместно с Глобальной сетью по энергетической политике в области ВИЭ REN21 при участии международного энергетического агентства (МЭА) и поддержке министерства окружающей среды Германии.
В докладе содержится обзор состояния рынков, промышленности, политической и правовой баз, а также инвестиционной деятельности в сфере возобновляемых источников энергии и энергетической эффективности в Албании, Армении, Азербайджане, Беларуси, Боснии и Герцеговине, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Македонии, Молдове, Черногории, Российской Федерации, Сербии, Таджикистане, Туркменистане, Украине и Узбекистане.
«За последние два десятилетия Юго-Восточная и Восточная Европы, Кавказ, Центральная Азия и Российская Федерация сделали шаги в направлении возобновляемой энергии и энергоэффективности, – считает исполнительный секретарь REN21 Кристин Линс (Christine Lins). – Правительства продвинулись в разработке целей и стратегий по развитию различных возобновляемых источников энергии, в изобилии имеющихся в регионе. Однако с глобальной точки зрения, этот прогресс остается минимальным, и для того, чтобы догнать мировой рынок возобновляемой энергии, необходимо более широкое развертывание проектов и инвестиционных потоков».
По данным доклада, представленного на прошедшей в декабре в Париже 21-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP21), многие из 17 стран обладают огромным неиспользуемым потенциалом ВИЭ, а доля возобновляемой энергии в национальном потреблении конечной энергии у них в значительной степени разнится.
Так, наиболее высок процент возобновляемой энергии в энергопотреблении тех стран, которые обладают ограниченными запасами ископаемых источников энергии, либо не имеют таковых. К их числу относятся Таджикистан, где 58% потребляемой конечной энергии производят гидроэлектростанции, Черногория, получающая 46% энергии с помощью биомассы и гидроэнергетики, Албания, где 38% энергопотребления удовлетворяется в основном гидроэнергетикой и традиционным использованием биомассы, Грузия, вырабатывающая 28% энергии за счет гидроресурсов и отчасти биомассы, и Кыргызстан, 22% энергопотребления которого обеспечивают ГЭС.
Другие виды ВИЭ находятся в зачаточном состоянии во всех 17 государствах, отмечается в докладе, за исключением Украины, но и там сложная политическая и экономическая ситуация в настоящее время препятствует дальнейшему успешному развитию фотоэлектричества и ветроэнергетики. В меньшей степени проекты по установке солнечных модулей, наземных ветроэнергетических и биогазовых станций реализуются в Азербайджане, Казахстане, Македонии, Черногории и Сербии.
Такие малые станции способны решить проблему обеспечения электроэнергией удаленных районов или районов, страдающих от частных отключений и нестабильной подачи электроэнергии, особенно в странах Кавказа и Центральной Азии с их изношенными и неисправными энергетическими инфраструктурами.
По данным доклада, во всех 17 странах есть потенциал иных ВИЭ, кроме водных. В частности, все они обладают значительными ресурсами для производства солнечного электричества, особенно в Юго-Восточной Европе, на Кавказе, в Центральной Азии и южных областях Российской Федерации. Также во всех странах есть наземные ветряные энергетические источники, которыми особенно богаты Казахстан, Украина и Россия.
Юго-Восточная и Восточная Европа, а также Российская Федерация располагают большими ресурсами биомассы, которые используются лишь частично. В Центральной Азии и некоторых регионах России существует потенциал для выработки концентрированной солнечной энергии. Кроме того, в России находятся разведанные геотермальные источники, пригодные для производства энергии.
Применение современных возобновляемых технологий для производства тепловой энергии во всех 17 странах не менее скромно. Солнечные водонагреватели существуют в Албании, Армении, Македонии, России и Украине; их использование в других странах также экономически оправдано. Огромен потенциал производства тепла на биоэнергетических источниках: системы централизованного теплоснабжения могут быть переведены с ископаемого топлива на твердую биомассу или биогаз.
Потенциал энергоэффективности в странах Юго-Восточной и Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии также велик. Так, глубокая модернизация жилых зданий в России может привести к 50% сокращению энергопотребления.
Тем не менее, как полагают авторы доклада, дальнейшая реализация этого потенциала в 17 странах будет затруднена такими факторами, как замедленность разработки политики и сложности в области правоприменения.
Хотя в России появилась база для поддержки энергоэффективности в нескольких секторах, отмечается в докладе, но «соответствующие нормативно-правовые условия для того, чтобы инвестиционные проекты могли реализовываться в желаемом масштабе, не созданы, в результате чего дальнейшее повышение эффективности зданий и в промышленности задерживается».
Доклад ЕЭК так же не слишком оптимистичен в прогнозах развития ВИЭ в Российской Федерации, где, «в силу ее размеров, можно ожидать некоторого развития возобновляемой энергетики, но оно будет далеко от потенциала страны в этой области. Энергетический сектор в значительной степени до сих пор находится под контролем государства, что затрудняет доступ к нему производителей возобновляемой энергии. Единственное, что могло бы подтолкнуть к новому развитию, это состояние энергосистемы, которое вызывает беспокойство в связи со старением инфраструктуры и необходимости вывода значительных мощностей из эксплуатации в течение ближайшего десятилетия. Однако конкуренция с новыми газовыми станциями будет жестокой».
В настоящее время возобновляемые источники энергии обеспечивают около 1% производимой в России энергии. Как сообщает ТАСС со ссылкой на заместителя министра энергетики РФ Алексея Текслера, в ближайшие 20 лет планируется довести этот показатель до 10%, введя в строй 8-10 ГВт новых возобновляемых мощностей.
http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2016/1453384732.6
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode