Поварская улица в кино и в жизни
Уголок Москвы, где снимали «Иван Васильевич меняет профессию» «Приходите завтра» и «Мимино»
02 декабря 00:05Газета № 637 (637)Мария Смирнова
Российская академия музыки им. Гнесиных- именно в это здание приходит Фрося Бурлакова в фильме «Приходите завтра»
© Московские новости. Нина Кузьмина
«Московские новости», проект «Узнай Москву» и ведущая проекта «ПрогулКИНО» Татьяна Воронцова приглашают прогуляться по местам, которые неоднократно становились участниками киносъемок. В этом выпуске — один из немногих уголков Москвы, где до сих пор легко можно снимать фильмы, действие которых происходит в XIX веке.
Контекст
Полюбоваться московским модерном
Гуляем по торговой дороге Москвы
Российская академия музыки им. Гнесиных
Именно в это здание приходит Фрося Бурлакова в фильме «Приходите завтра», здесь ждет профессора и отсюда тот уезжает на автобусе в сторону площади Восстания. В кадр попали снесенные в 1970-е особнячки, на месте которых нынче раскинулся скверик с памятником Бунину.
Изначально самое известное музыкальное училище располагалось в маленьком особнячке на Собачьей площадке. После революции, когда все частные училища расформировывали, сестрам Гнесиным удалось сохранить свое детище благодаря дружбе с Луначарским. Училищу даже был присвоен статус государственного. Особнячок на Собачьей площадке стал тесноват, и для Гнесинки выделили участок под строительство нового здания. Однако помешала война. Начатая еще в 1937 году, постройка была завершена только в 1947-м. Здание училища — типичный представитель «сталинского классицизма». Входная часть обрамлена двумя парами полуколонн с капителями. Правая часть здания обработана такими же колоннами на высоту трех этажей. В межоконных проемах — барельефы русских композиторов. С ними связана байка: говорят, что по какой-то причине композиторы остались без фамилий, и теперь в Гнесинку поступает только тот, кто пройдет вдоль главного фасада здания и верно опознает всех русских классиков.
Церковь Симеона Столпника на Поварской
Первый фильм, непосредственно связанный с храмом, — «Иван Васильевич меняет профессию». Мимо церкви едут скорая и милиция к царю, там же проезжает Якин со своей новой пассией. Здесь же у церкви Симеона Столпника прогуливался Мимино в ожидании встречи с Ларисой Ивановной.
Мимо церкви проезжали герои фильмов «Романс о влюбленных» и «Белорусский вокзал». Рядом проходили демонстранты в х/ф «Москва, любовь моя». Ну и наконец, неподалеку от храма встречались пособники шпионов в фильме «Конец операции «Резидент».
Если у вас есть собственные истории о старинных зданиях столицы — присылайте их на проект «Узнай Москву». До 22 декабря 2013 года принимаются работы на конкурс «Москва в рассказах москвичей». Лучшие тексты будут отмечены ценными призами и войдут в маршруты прогулок. Подробности — на портале um.mos.ru.
Каменный храм возведен на средства казны по указу царя Федора Алексеевича в 1676–1679 годах. Структура церкви традиционна: шатровая колокольня с запада примыкает к широкой трапезной с двумя одноглавыми приделами, а с востока расположен четверик с тремя алтарными апсидами. Основная часть храма увенчана пятиглавием, покоящимся на горке кокошников. Церковь известна как место венчания многих деятелей российской истории и культуры. Были у церкви и знаменитые прихожане. Прежде всего Н.В. Гоголь: он жил в доме Толстых на Никитском бульваре, и перед смертью в 1852 году его причащал настоятель храма. В 1938 году церковь святого была закрыта и назначена к сносу. Эти планы не реализовали, но здание сильно пострадало.
Внутри расположилась столярная мастерская. Во время строительства в 1961–1964 годах Нового Арбата церковь опять едва не снесли, но в результате вмешательства деятелей культуры, напротив, даже приступили к реставрации. К 1966 году храм обрел свой исторический облик, главы восстановили в 1990 году, когда начался процесс возвращения здания общине верующих.
Ул. Поварская, д. 11
В этой дворянской усадьбе, по сюжету фильма «Мимино», располагается военное ведомство, в которое приезжают герои Леонова и Кикабидзе, чтобы устроить через знакомых Мимино в большую авиацию. Еще один фильм, который снимали во дворе этой усадьбы, — «Фокусник». Кинокартина, помимо сюжета, интересна натурными съемками, которые велись в этом районе как раз в тот момент, когда строился Новый Арбат. В кадре мы видим обширный двор и ворота.
Это здание в XVIII веке было частью старинной барской усадьбы рода Олсуфьевых. После пожара 1812 года усадьбу восстанавливали уже новые хозяева — Черновы. У них в 1829–1830 годах ее арендовала на зимние сезоны Екатерина Апраксеевна Столыпина, невестка бабушки М.Ю. Лермонтова. В середине XIX века дом был разбит на квартиры и сдавался внаем. В конце XIX века усадьбу покупает семья Александры Назаровой — дочери Тимофея Саввича Морозова.
После ее смерти до самой революции домом владела их дочь Юлия Стукен. В 1900–1903 годах она перестроила владения. Во время революции Ю. Стукен уехала во Францию. А в доме разместился 6-й Дом Советов, в котором с 1918 по 1925 год жили советский государственный и партийный деятель Л.Б. Красин и писатель, первый председатель азербайджанского совнаркома Н. Нариманов. Здесь же размещался РабКрИн с кабинетом наркома Сталина. В 1932 году главный дом усадьбы был надстроен двумя этажами. С 1974 по 1991 год в здании размещалось издательство «Советский писатель».
Дом со львами
Знаменитый дом со львами — любимое киношниками здание. У львов, сидящих у парадной, есть загадки, которые можно разгадать, лишь прибегнув к помощи кинокадров. Х/ф «Офицеры». Первая встреча главных героев в послереволюционной Москве. Алексей Трофимов спасает Любу от бандита.
Обратите внимание на львов. У них есть клыки и щиты. Середина 1950-х. Алексей и Люба воспитывают внука:
— Вот эти львы, Вань!
— Тоже мне львы. У них клыков-то нет.
Действительно, клыков уже нет! В фильме Гайдая «12 стульев», который, как и «Офицеры», снят в 1971 году, львы уже без щитов, с забавно поднятыми лапами. В кадре, где поэт Ляпис-Трубецкой доставляет с помощью уличного мальчишки купленный только что на аукционе стул, мы снова видим львов. По словам старожилов этого дома, существовала традиция фотографировать детей, живущих здесь, рядом со львами. И если на довоенных фотографиях львы со щитами, то после окончания ВОВ, щитов уже нет. Есть легенда о том, что в 1941 году во время авианалетов жильцы боялись не только за свою жизнь, но и очень переживали за символ дома — львов. Их решили спрятать в ближайшем бомбоубежище, но оторвать от пьедестала, не расколов щиты, не представлялось возможным. Ими пришлось пожертвовать. Львов спасли, но вернулись на свой пост они уже без щитов. Есть и другая версия: щиты убрали в 1947-м, разглядев на них масонские символы. Так или иначе, к началу 1950-х львы остались без щитов, и подтверждение этому можно найти в фильме 1958 года «Девушка без адреса». Несмотря на заявленный адрес (Новоспасский тупик, дом 1/3), эпизод фильма, где влюбленный Павел блуждает по коммунальной квартире в поисках Кати Ивановой, снимался именно здесь. Можно сделать вывод, что и клыки, и щиты в «Офицерах» — это всего-навсего киношная бутафория. Щиты ко львам вернулись всего несколько лет назад, когда дом переживал последний капитальный ремонт.
Огромное представительное здание с великолепным фасадом навеяно формами итальянского ренессанса. Вход обозначен тремя крупными арочными нишами и двумя скульптурами львов с геральдическими щитами. Выстроенный архитекторами И.Г. Кондратенко, С.А. Дорошенко, В.Н. Волокитиным для домовладелицы Г.А. Гордон, дом получился весьма незаурядным. В 1917–1918 годах здесь жил писатель Алексей Толстой, в гостях у него бывали поэты Клюев и Есенин. Проживал тут и поэт М.А. Волошин. В этом доме бывали М.И. Цветаева, М.Н. Загоскин и А.В. Моравов. Сегодня в доме со львами 27 квартир, площадь которых от 120 до 340 кв. м. В комнатах потолки до четырех метров, французские балконы, свободная планировка и сохраненная уникальная лепнина.
Ул. Б. Молчановка, д. 21
Еще один кадр из х/ф «Фокусник». Герои стоят в арке старого доходного дома, а на заднем плане мы видим, как строятся «книжки» Нового Арбата.
Два доходных дома, имеющие общий номер 21, смотрят сейчас на Новый Арбат. В доме 21а (1912, арх. Пиотрович) до революции жил Н.В. Баснин, имевший богатейшую коллекцию гравюр русской графики и всех западноевропейских школ. В доме 21б (1905, арх. Кравецкий) до революции помещалось британское консульство, где работал известный в истории Советской России сэр Роберт Брюс Локхарт, британский дипломат, тайный агент, журналист и писатель.
Продолжение следует.
http://www.mn.ru/moscow/20131202/363815641.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode