Избранное сообщение

суббота, 21 декабря 2013 г.

Суд сделал из обезьяны человека







Защитники прав животных в США требуют признать человекообразных обезьян субъектами права, попросту говоря, предоставить им такие же права, как и у человека. Примером для судебного разбирательства служит знаменитый британский иск, послуживший делу отмены рабства.




Гражданская инициатива «Проект за нечеловеческие права» (Nonhuman Rights Project, NhRP) подала иск в три судебных инстанции штата Нью-Йорк от имени четырёх шимпанзе, в котором просит признать приматов субъектами права – то есть, из вещи, с которой хозяину дозволено обращаться в соответствии со своими пожеланиями, превратить в физическое лицо – читай, человека. Если иск будет успешным, он позволит сменить юридическую практику, складывавшуюся тысячелетиями, согласно которой животные считаются предметом собственности. Успех в суде, надеются природоохранители из «Проекта за нечеловеческие права», позволит освободить шимпанзе из неволи, наделив их определёнными правами, что повлечёт за собой и значительные перемены в научно-исследовательской сфере: невзирая на многочисленные протесты экологистов, медики по-прежнему ставят на человекообразных обезьянах множество необходимых науке экспериментов.

Определённые исследования, которые словом и делом поддерживает ряд видных американских юристов, приходят к выводу, что некоторые представители животного мира – в частности, дельфины и шимпанзе – обладают уровнем самосознания, достаточным, чтобы испытывать в неволе переживания, сопоставимые с ощущениями рабов. На историческом примере, положившем начало избавлению от рабства, и базируются основные тезисы иска NhRP.

К концу XVIII века осуждение рабства стало частью европейского движения Просвещения. Аболиционисты стремились содействовать уничтожению рабства посредством публичных проповедей и печати, но завезённые из Африки, Азии и Америки рабы по-прежнему служили в богатых английских и шотландских домах в качестве прислуги. В Великобритании прошло несколько шумных судебных процессов, поколебавших представления о законности рабства и послуживших прецедентом для последующей борьбы за права рабов в судебных органах. Наиболее громким из них стало вошедшее в учебники истории и юриспруденции «дело Сомерсета»: в 1772 году некий Чарльз Стюарт (Charles Stewart) попытался поймать своего беглого раба по имени Джеймс Сомерсет (James Somersett) и сослать его на Ямайку для работы на сахарных плантациях. Будучи в бегах в Лондоне, Сомерсет успел креститься, и его крёстные родители опротестовали пожелание рабовладельца в суде, требуя соблюдения в отношении крестника акта Habeas Corpus – базового понятия английского права, гарантирующего личную свободу. Рассмотревший дело судья Уильям Мюррэй, лорд Мэнсфилд (William Murray, 1st Earl of Mansfield) постановил, что в королевстве нет ни одного закона, на основании которого Сомерсет может быть продан и насильно выслан за границу. Напротив, его полагается освободить, что, таким образом, признаёт за рабом право считаться человеком.

Дело Сомерсета помогло сложиться движению аболиционистов во всем англоязычном мире: современники сочли судебный вердикт осуждающим рабство как незаконное состояние личности, что привело к освобождению в Великобритании свыше десяти тысяч рабов. Иск стал основой сложившегося впоследствии мнения, что рабство, законное в иных британских владениях (в частности, в Северной Америке), на территории Британских островов теряет силу. Сегодня история Сомерсета в качестве прецедента может принести свободу шимпанзе. Как четверо притесняемых – Томми и Кико из частных владений, а также Лео и Геркулес из исследовательского центра Университета Стоуни-Брук – ею распорядятся, защитники их прав ещё не решили, но следующие на очереди – гориллы, орангутанги, слоны, киты и дельфины: за всеми этими животными активисты NhRP видят возможность быть признанными субъектами права.

Созданный в 2007 году, «Проект за нечеловеческие права» объединяет около шестидесяти американских юристов, политологов и естествоиспытателей. К подаче иска в защиту шимпанзе его инициаторы готовились около пяти лет, отыскивая клиентов, за права которых придётся судиться, и тщательно продумывая стратегию юридического противостояния: ведь в случае успеха – маловероятном, но возможном – «дело четырёх обезьян», как и в случае рабства, способно изменить ход истории.
http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=13061&Itemid=13

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode