Избранное сообщение

пятница, 13 декабря 2013 г.

PISA без надрыва и прорыва





Немецкие школьники подтянули знания по математике и естественным наукам: очередной тест PISA продемонстрировал, что уровень среднего образования в Германии неплох, но результаты лидеров из Азии недостижимы.




В пятый раз с 2000 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подводит итоги своей Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся – теста PISA, призванного оценить грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Раз в три года этот тест проходят 15-летние девятиклассники общеобразовательных школ: в 2012 году PISA сдавала 51 тысяча школьников, в том числе 6250 немецких из 228 учебных заведений, а основной упор в тестовых заданиях был сделан на математику, а также другие естественные науки. Текущее, пятое исследование проводилось в 65 государствах. В первом, проверявшем навыки чтения и вызвавшем в Германии так называемый PISA-шок и ряд реформ системы образования, в 2000 году принимали участие школьники сорока стран.

По итогам теста немецкие учащиеся оказались в верхней половине списка стран-участников, по сравнению с последними исследованиями сумев улучшить результаты по математике и способности читать и анализировать тексты и оставшись на том же – довольно высоком – уровне в естественных науках. Места Германии в актуальном тесте PISA: 16-е по математике, 19-е – по чтению, 12-е – в области естественных наук.

Российские и казахские школьники, также принимавшие участие в тестировании, показали результаты ниже среднего уровня: в математике (в среднем 494 пункта среди государств ОЭСР) россияне набрали 482 балла, оказавшись на 34 месте – чуть ниже сверстников из Португалии, Италии и Испании и на одну позицию выше девятиклассников из США, казахстанцы с 432 пунктами стали 49-ми – ниже детей из Объединённых Арабских Эмиратов, но выше Таиланда. Место России по умению школьников читать и понимать написанное – 41-е с 475 баллами (средний показатель – 496), Казахстан в этой дисциплине получил всего 393 балла, сумев опередить только Катар и Перу. Естественнонаучные знания казахских школьников лучше их навыков чтения: 425 баллов стране хватило, чтобы стать 52-й, российские дети оказались в списке PISA 37-ми с 486 баллами при среднем показателе 501.

Сами эксперты ОЭСР утверждают, что незначительная разница в количестве пунктов не столь важна, и предпочитают объединять страны по уровню знаний в группы. Германия по шкале PISA занимает место выше группы стран среднего уровня, где находятся Франция, Великобритания или Исландия, но немецкий отрыв от середины списка – гораздо менее заметный, чем от победителей школьного соревнования. Даже на фоне стабильно улучшающихся результатов наши девятиклассники практически не имеют шансов приблизиться к лучшим в мире. Как и в предыдущие годы, ими стали китайские школьники (тестирование проводится отдельно на различных территориях, а потому в списке поодиночке первенствуют Шанхай, Гонконг и Макао), тайваньские, корейские, сингапурские и финские. При этом Германия наряду с Турцией и Мексикой – единственные три участника исследования, у которых результаты математической части теста с 2003 года регулярно становятся лучше. Тем не менее отрыв в 41 пункт в таблицах ОЭСР соответствует разнице в год формального школьного образования. Таким образом, сверстники из Шанхая, ставшие лучшими во всех трёх дисциплинах, опережают немецких на два с половиной года по математике, два – по навыкам чтения и понимания текстов и почти на два – в естественных науках.

В Германии 2013 года тест PISA не вызвал шока, как первая проверка 13 лет назад, но его итоги восприняты весьма противоречиво. С одной стороны, результаты немецких школьников улучшаются от теста к тесту, что должно свидетельствовать об успехе образовательных реформ. С другой, незначительный сдвиг чисто математически определяется тем фактором, что в исследовании участвуют всё больше государств. Наконец, сравнение образовательного уровня при всём многообразии систем невозможно в принципе, считают многие специалисты. Тест PISA слишком утилитарен, чтобы на его основании делать выводы о способностях школьников целой страны, а проблемы немецкого образования кроются не в его низком уровне, а в неспособности действующей системы предоставить детям равные шансы. Мало в какой другой развитой стране социально-образовательный уровень семьи и происхождение учащегося так влияют на его школьные успехи, как в Германии.




Максим Смирнов


№ 50, 2013. Дата публикации: 13.12.2013


http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=13011&Itemid=13




http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode