Избранное сообщение

пятница, 6 декабря 2013 г.

Знания есть, пользоваться ими не умеем


ЭЛЕКТРОКНИГИЧитай свежий номер6 Декабря № 158

Фото: Евгения ГУСЕВА
Комментарии: 8
На днях стали известны результаты международного рейтинга PISA-2012. Российские школьники в нем не набрали и среднего балла по 65 странам, участвовавшим в исследовании




Что это за рейтинг такой, да еще и прошлогодний? Исследование PISA - это международная программа оценки достижений учащихся. Говоря простым языком, каждые три года 15-летних школьников по всему миру сажают решать задачки по трем предметам. Сейчас в рейтинге участвует уже 65 развитых стран. Понятно, что за пару дней подсчитать результаты и свести их вместе не получится. Так что пока обрабатывали прошлогодние данные, и 2013 год почти закончился...

Школьников проверяют по трем показателям: математическая, читательская и естественно-научная грамотность. Упор сделан на практику. То есть мало просто уметь щелкать формулы. Надо уметь увидеть математическую задачку в жизненной ситуации. И как раз с этим-то у наших школьников вышел затык.

- Россия участвует в трех международных рейтингах - TIMSS, PIRLS и PISA, - объясняет первый зам. министра образования и науки Наталья Третьяк. - В первых двух исследованиях проверялись академические знания, и мы занимали в них ведущие позиции. А в PISA мы всегда проигрывали, так как там оцениваются практические знания.

Не надо начинать ругать Минобрнауки - по сравнению с результатами прошлых лет, наши школьники сильно продвинулись. Когда Россия участвовала в PISA впервые, то заняла предпоследнюю строчку. Десять лет назад российские ученики не понимали и половины прочитанного. И не в состоянии были решить элементарную жизненную задачку. Сейчас они уже могут более-менее толково использовать прочитанную информацию.

ВСЕ ПО ФОРМУЛЕ

По результатам тех же рейтингов TIMSS, PIRLS, российские школьники уверенно держатся в десятке лидеров. Но там, по сути, проверяют знания из учебника. А стоит сделать шаг в сторону от привычной книги - и дети уже путаются.






Вот, например, задачка из математического теста. Требовалось вычислить, за сколько лет окупится установка на танкер паруса, экономящего топливо. Эта задание относится к разряду самых сложных. Хотя в жизни с аналогичными задачками сталкивается любая домохозяйка. Но с ней справились только 16 процентов наших девятиклассников.

- Здесь добавлен информационный шум, - объясняет Галина Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования Российской академии образования. - Во вступлении говорится, что 95 процентов товара перевозится по морю, и расходы на топливо очень высоки. Данные для решения разбросаны - есть картинка, условие задачи, дополнительная информация о судне...

В российских учебниках такого почти не бывает. Там все четко и ясно - вот циферки, вот формула...






- Если сформулировать эту задачу так, как в типичных российских учебниках, с ней справилась бы половина 5-классников, - считает Галина Ковалева. - А 15-летние не смогли выделить условия и перевести задачу на язык математики.

Или взять пример из теста по чтению. Школьникам предложили объявление из продуктового магазина: в печенье есть арахис, если у кого-то на него аллергия - можно вернуть купленное печенье обратно в магазин. Детям надо было написать, что бы они сделали, если бы купили печенье до того, как увидели объявление. В общем-то, чего сложного - есть аллергия, верни покупку, нет - ешь на здоровье... Но 17 процентов школьников просто не смогли представить такую ситуацию в реальной жизни.

ДЕНЬГИ - НЕ ГЛАВНОЕ

Эксперты сделали и дополнительные выводы. Например, что полностью неспособных к математике у нас нет. И если у школьного математика опускаются руки от контрольных вашего ребенка - это значит лишь то, что надо менять педагога.

- Исследование PISA показало, что ребят, которые не смогли перешагнуть минимальный уровень, очень мало, - отмечает эксперт. - То есть научить математике на элементарном уровне можно всех школьников.






Кстати, девочки наловчились решать задачки не хуже мальчиков. Если в 2003 году сильный пол заметно лидировал в математике, то к 2012 году девушки чуть вырвались вперед.

Снизилась разница и в результатах внутри самой страны. Стало больше отличников и меньше двоечников. Лучше всего с тестом справились ученики общеобразовательных школ, а хуже - учащиеся колледжей.

- Разброс между результатами достигает 300 баллов, - комментирует Ковалева. - По меркам PISA это несколько лет учебы в школе. Важно и то, где учится ребенок - в сельской школе или городской. Разница в результатах между ними достигает 50 баллов - а это примерно год учебы. Но и эта разница меньше, чем в прошлые годы.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Вроде все очевидно: надо добавить больше практических задачек в учебники. Но не все так просто.

- Надо сочетать теорию и практику, - отмечает Галина Ковалева. - У нас есть хорошая академическая база, и нужно только переориентировать учителей. Но это исследование не дает единого ключика к успеху, оно лишь показывает факторы, которые влияют на результат.

Есть факторы, на которые родители и дети не в состоянии повлиять. Например, это взаимодействие между школами. В конце концов школу не заставишь обмениваться опытом с другими...

- По динамике результатов мы видим, что ЕГЭ и ГИА пошли ученикам на пользу, - считает эксперт. Выходит, незаслуженно мы ругаем Единый госэкзамен!

КСТАТИ

МГУ попал в десятку лучших вузов стран БРИКС

Московский государственный университет занял десятое место в международном рейтинге Times Higher Education BRICS. В него попали 100 вузов России, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР. Первые два места заняли китайские вузы - Пекинский университет и Университет Цинхуа. Еще один российский вуз, СПбГУ, расположился на 67-м месте.

А ТЕПЕРЬ ВЫ!

Вот пример задания из теста на математическую грамотность. Попробуйте решить!

Длина шага P - расстояние от конца пятки следа одной ноги до конца пятки следа другой ноги.

Для походки мужчин зависимость между n и P приближенно выражается формулой P/n = 140, где n - число шагов в минуту, P - длина шага в метрах.

Павел знает, что длина его шага равна 0,80 м. Используя данную выше формулу, вычислите скорость Павла при ходьбе в метрах в минуту (м/мин.), а затем в километрах в час (км/час).
Правильный ответ: скорость Павла - 89,6 м/сек, или 5,38 км/ч. В России
с этой задачей справились 7.8 процента 15-летних школьников.

ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА

Смотришь в книгу, видишь...

Можно ругать новые образовательные стандарты и «гадкий» ЕГЭ, но факт-то налицо - наши школьники наконец-то научились применять школьные знания в жизни. Помню результаты исследований десятилетней давности. Подростки никак не могли соотнести школьную задачку на деление и умножение с заданием из международного теста, где спрашивали, сколько таблеток нужно купить, если в рецепте указаны доза и количество дней приема лекарств. Вы сейчас пожали плечами: это же элементарно! Это потому, что вы человек взрослый и уже имеете практический опыт. Наши дети в аптеки не ходят...

Но теперь и в ЕГЭ, и в стандартах все больше задач с практической подоплекой (что, по сути, является нарушением традиций советской школы, где практические задания обычно были про два идеальных поезда или про мифический, никем не виданный в жизни бассейн). И ребята стали догонять своих сверстников из развитых стран. Прежде всего азиатских, результаты которых из года в год улучшаются гораздо более быстрыми темпами, чем у нас. Это тоже понятно. В Китае, Гонконге, Сингапуре, Южной Корее очень быстро развиваются современные производства - электроника прежде всего. Нужны молодые кадры, что называется, «с головой». И под них перестраивают школьную программу.

Нужно понимать простую вещь: времена Советского Союза с его железным занавесом, создававшим для отечественного образования тепличные условия, прошли. Мы теперь и в образовании конкурируем с другими странами. И конкуренция эта вполне прагматичная. Те страны, которые вырастят сейчас более смышленое, умелое, приземленное поколение, - те и будут задавать тон в мире через 15 - 20 лет.

Александр МИЛКУС

http://www.kp.ru/daily/26166/3054238/




http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode