В ФРГ найдены конфискованные нацистами картины художников, считавшиеся навсегда утерянными.
В 2010 году в ходе рутинной проверки пассажиров поезда, шедшего из Цюриха в Мюнхен, немецкие таможенники обнаружили относительно большую сумму денег у некоего 79-летнего Корнелиуса Гурлитта (Cornelius Gurlitt). В портмоне пожилого мужчины находились девять тысяч евро, происхождение которых он толком так и не смог объяснить. В связи с тем, что данная сумма не превышала положенные для декларирования при въезде в Евросоюз 10 тысяч, таможенники отпустили Гурлитта. Однако заметочку для себя с немецкой педантичностью всё же сделали. Тем более что фамилия подозрительного пассажира хорошо известна в кругу антикваров и торговцев произведениями живописи.
Дело в том, что отец Корнелиуса – Хильдебрандт Гурлитт (Hildebrandt Gurlitt), умерший в 1956 году, был в Германии известным коллекционером, а до 1930 года – директором художественного музея в Цвиккау. Особое внимание он уделял собиранию полотен классического модернизма, экспрессионизма, сюрреализма, то есть именно тех направлений живописи, которые нацистами причислялись к «дегенеративному», или «вырождающемуся» искусству.
Будучи наполовину евреем, Гурлитт-старший вскоре после прихода к власти нацистов был уволен с директорской должности, однако затем его услуги понадобились. По личному указанию министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса (Joseph Goebbels) он начал покупать в Германии картины модернистов и продавать их за границу. Эти покупки осуществлялись за символические деньги, в основном у запуганных нацистами жителей Германии еврейского происхождения. Видимо, часть работ осталась у самого Гурлитта.
Считалось, что хранившиеся у него картины сгорели в пожаре во время разрушительной бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года. После окончания Второй мировой войны коллекционер прошёл через процедуру денацификации и был реабилитирован. В пользу Гурлитта сыграл факт его полуеврейского происхождения, а также его утверждения, что он помогал многим коллекционерам-евреям собрать деньги от продажи картин для бегства за границу.
Сын коллекционера не был зарегистрирован на территории ФРГ, однако установленная за ним слежка позволила в итоге узнать его точный адрес в Мюнхене, где он постоянно проживал. Весной 2011 года по ордеру прокуратуры в квартире пожилого мужчины был произведён обыск. Изумлению полицейских не было предела, когда они обнаружили в тёмной, замусоренной кладовке более полутора тысяч картин таких выдающихся авторов, как Макс Бекман (Max Beckmann), Марк Шагал (Mark Chagall), Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka), Эмиль Нольде (Emil Nolde), Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Анри Матисс (Henri Matisse)... Утверждается, что общая стоимость этой коллекции может доходить до одного миллиарда евро. При этом бесценные картины, считавшиеся безвозвратно утерянными, хранились среди банок с просроченными консервами, в квартире со старыми, покрывшимися плесенью оконными рамами и грязными балконными дверями.
Это открытие немецких правоохранительных органов, по соображениям безопасности, держалось в строжайшем секрете до минувшего воскресенья, когда информация о найденной коллекции художников-модернистов всё же просочилась в прессу. Как заявил руководитель Штеделевского художественного музея во Франкфурте-на-Майне (Städel Museum) Макс Холляйн (Max Hollein), находка подобного рода является абсолютно уникальным случаем и не имеет аналогов в современной истории.
Пока неясно, будут ли изъятые картины, хранящиеся сейчас на специальном складе таможни в Мюнхене, возвращены их предыдущим владельцам. По мнению Макса Холляйна, правоохранительные органы должны установить теперь происхождение каждого отдельного произведения искусства. Как отметил президент Центрального совета евреев Германии Дитер Грауман (Dieter Graumann), необходимо срочно прояснить, живы ли сами владельцы картин или их правомочные наследники. «Поздняя справедливость лучше, чем вообще никакая», – подчеркнул Грауман. Между тем, по первой оценке экспертов, по меньшей мере одна картина Матисса, обнаруженная в Мюнхене, принадлежала французскому галеристу и торговцу произведениями искусства Полю Розенбергу (Paul Rosenberg), чьей внучкой является журналистка Энн Синклер (Anne Sinclair), бывшая жена главы МВФ Доминика Стросс-Кана (Dominique Strauss-Kahn). Женщина уже начала добиваться возвращения картины, конфискованной у её деда.
Сам Корнелиус Гурлитт обвиняется пока лишь в неуплате налогов. Считается, что он продавал картины из коллекции отца тогда, когда ему нужны были деньги. Последний зафиксированный случай такой незаконной продажи связан с одной из картин Макса Бекмана, которая ушла заграницу за 864 тысячи евро.
Ксения Шмидт
№ 45, 2013. Дата публикации: 08.11.2013
http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=12809&Itemid=13
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode