Избранное сообщение

пятница, 15 ноября 2013 г.

«Дегенеративное искусство» до сих пор подлежит конфискации











Федеральное правительство потребовало от баварской юстиции скорейшего выяснения имён владельцев картин, которые были найдены на квартире антиквара Корнелиуса Гурлитта в Мюнхене.




«Еврейские организации абсолютно справедливо задают нам вопрос о том, какие из обнаруженных картин принадлежали ранее гражданам еврейской национальности и были ли они конфискованы нацистами во времена Третьего рейха», – заявил в минувший понедельник официальный представитель Федерального правительства Штеффен Зайберт (Steffen Seibert). По его словам, необходимо срочно провести эту работу и не только сообщить о её результатах всем заинтересованным лицам, но и сделать её доступной для мировой общественности. Так, на состоявшейся на минувшей неделе встрече представителей Федерации и земли Бавария с ведущими данное дело следователями была достигнута договорённость о презентации первой части коллекции Корнелиуса Гурлитта (Cornelius Gurlitt) в интернете (www.lostart.de). Между тем, ещё несколько дней назад главный прокурор Аугсбурга Райнхард Немец (Reinhard Nemetz заявлял, что фотографии обнаруженных в Мюнхене произведений не будут выставляться в Сети, поскольку это якобы может повредить интересам возможных потомков владельцев картин.

Скорее всего, такое изменение позиции немецкой стороны связано в том числе и с резкой критикой работы баварских таможенников со стороны Всемирного еврейского конгресса и других еврейских организаций. «Упущено драгоценное время», – заявил президент конгресса Рональд Лаудер (Ronald Lauder) в одном из интервью для СМИ ФРГ. «Это не просто вопрос морали, речь нужно вести о праве и беззаконии. Чужая собственность была украдена, и её необходимо вернуть законным владельцам», – отметил Лаудер. Примечательно, что ведущие мировые эксперты по вопросам «трофейного» и конфискованного искусства также требуют незамедлительной публикации полного списка художественных произведений Корнелиуса Гурлитта, к которому они перешли по наследству от его отца, занимавшегося торговлей картинами по указанию нацистов.

По уточнённым данным аугсбургской прокуратуры, во время обыска в мюнхенской квартире Гурлитта представители правоохранительных органов конфисковали 1285 необрамлённых работ и 121 обрамлённую картину. По утверждению следователей, к их большому удивлению все произведения искусства были в очень хорошем состоянии, а хранение картин, несмотря на достаточно захламлённую квартиру, осуществлялось в соответствии со специальными правилами. Как отметили привлечённые к работе немецкие искусствоведы, некоторые картины действительно были частично загрязнены, но повреждений на них не обнаружено. В коллекцию Корнелиуса Гурлитта входят не только работы выдающихся представителей классического модернизма, но и шедевры изобразительного искусства, созданные в более ранние периоды, в том числе в XVI и XIX веках. При этом оказалось, что не все находившиеся в данном собрании произведения были конфискованы нацистами у еврейских коллекционеров и заклеймены ими как «дегенеративное искусство». В ходе работы следователей неожиданно выяснилось также, что принятый нацистами законодательный акт от 30 июня 1937 года о конфискации у жителей Германии произведений «дегенеративного искусства» до сих пор никто не отменял, что крайне осложняет правовую составляющую данного дела.

Сам хозяин, Корнелиус Гурлитт, о местонахождении которого не было известно даже правоохранительным органам, неожиданно был обнаружен журналистами в одном из мюнхенских торговых центров. По всей видимости, 79-летний коллекционер до сих скрывается на одной из своих квартир в баварской столице. Между тем, в одном из немецких еженедельников было опубликовано письмо Гурлитта. В своём обращении в прессу он просит больше не публиковать его фамилию в материалах, связанных с обнаруженной коллекцией. Предполагается, что коллекционер не хочет, чтобы его отец Хильдебранд Гурлитт (Hildebrand Gurlitt), скупавший в 1930-х − 1940-х годах произведения искусства у еврейских коллекционеров, каким-либо образом упоминался в связи с преступным режимом национал-социалистов.

Любопытно, что известный берлинский юрист и искусствовед Петер Рауэ (Peter Raue) предложил заключить с Гурлиттом сделку: передать всю коллекцию немецкому государству в обмен на уголовную амнистию. В таком случае, по мнению юриста, значительно упростился бы весь процесс возвращения собственности её законным владельцам, будь то еврейские семьи или музеи. Как выяснилось, среди конфискованных у Корнелиуса Гурлитта произведений искусства многие работы были ранее неизвестны не только широкой публике, но даже и экспертам.




Ксения Шмидт


№ 46, 2013. Дата публикации: 15.11.2013


http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=12846&Itemid=13
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode