Федеральное правительство потребовало от баварской юстиции скорейшего выяснения имён владельцев картин, которые были найдены на квартире антиквара Корнелиуса Гурлитта в Мюнхене.
«Еврейские организации абсолютно справедливо задают нам вопрос о том, какие из обнаруженных картин принадлежали ранее гражданам еврейской национальности и были ли они конфискованы нацистами во времена Третьего рейха», – заявил в минувший понедельник официальный представитель Федерального правительства Штеффен Зайберт (Steffen Seibert). По его словам, необходимо срочно провести эту работу и не только сообщить о её результатах всем заинтересованным лицам, но и сделать её доступной для мировой общественности. Так, на состоявшейся на минувшей неделе встрече представителей Федерации и земли Бавария с ведущими данное дело следователями была достигнута договорённость о презентации первой части коллекции Корнелиуса Гурлитта (Cornelius Gurlitt) в интернете (www.lostart.de). Между тем, ещё несколько дней назад главный прокурор Аугсбурга Райнхард Немец (Reinhard Nemetz заявлял, что фотографии обнаруженных в Мюнхене произведений не будут выставляться в Сети, поскольку это якобы может повредить интересам возможных потомков владельцев картин.
Скорее всего, такое изменение позиции немецкой стороны связано в том числе и с резкой критикой работы баварских таможенников со стороны Всемирного еврейского конгресса и других еврейских организаций. «Упущено драгоценное время», – заявил президент конгресса Рональд Лаудер (Ronald Lauder) в одном из интервью для СМИ ФРГ. «Это не просто вопрос морали, речь нужно вести о праве и беззаконии. Чужая собственность была украдена, и её необходимо вернуть законным владельцам», – отметил Лаудер. Примечательно, что ведущие мировые эксперты по вопросам «трофейного» и конфискованного искусства также требуют незамедлительной публикации полного списка художественных произведений Корнелиуса Гурлитта, к которому они перешли по наследству от его отца, занимавшегося торговлей картинами по указанию нацистов.
По уточнённым данным аугсбургской прокуратуры, во время обыска в мюнхенской квартире Гурлитта представители правоохранительных органов конфисковали 1285 необрамлённых работ и 121 обрамлённую картину. По утверждению следователей, к их большому удивлению все произведения искусства были в очень хорошем состоянии, а хранение картин, несмотря на достаточно захламлённую квартиру, осуществлялось в соответствии со специальными правилами. Как отметили привлечённые к работе немецкие искусствоведы, некоторые картины действительно были частично загрязнены, но повреждений на них не обнаружено. В коллекцию Корнелиуса Гурлитта входят не только работы выдающихся представителей классического модернизма, но и шедевры изобразительного искусства, созданные в более ранние периоды, в том числе в XVI и XIX веках. При этом оказалось, что не все находившиеся в данном собрании произведения были конфискованы нацистами у еврейских коллекционеров и заклеймены ими как «дегенеративное искусство». В ходе работы следователей неожиданно выяснилось также, что принятый нацистами законодательный акт от 30 июня 1937 года о конфискации у жителей Германии произведений «дегенеративного искусства» до сих пор никто не отменял, что крайне осложняет правовую составляющую данного дела.
Сам хозяин, Корнелиус Гурлитт, о местонахождении которого не было известно даже правоохранительным органам, неожиданно был обнаружен журналистами в одном из мюнхенских торговых центров. По всей видимости, 79-летний коллекционер до сих скрывается на одной из своих квартир в баварской столице. Между тем, в одном из немецких еженедельников было опубликовано письмо Гурлитта. В своём обращении в прессу он просит больше не публиковать его фамилию в материалах, связанных с обнаруженной коллекцией. Предполагается, что коллекционер не хочет, чтобы его отец Хильдебранд Гурлитт (Hildebrand Gurlitt), скупавший в 1930-х − 1940-х годах произведения искусства у еврейских коллекционеров, каким-либо образом упоминался в связи с преступным режимом национал-социалистов.
Любопытно, что известный берлинский юрист и искусствовед Петер Рауэ (Peter Raue) предложил заключить с Гурлиттом сделку: передать всю коллекцию немецкому государству в обмен на уголовную амнистию. В таком случае, по мнению юриста, значительно упростился бы весь процесс возвращения собственности её законным владельцам, будь то еврейские семьи или музеи. Как выяснилось, среди конфискованных у Корнелиуса Гурлитта произведений искусства многие работы были ранее неизвестны не только широкой публике, но даже и экспертам.
Ксения Шмидт
№ 46, 2013. Дата публикации: 15.11.2013
http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=12846&Itemid=13
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode