Пульс стабильный, полет нормальный
Покупатель по-прежнему любит классическое русское искусство. Работа Василия Верещагина "Распятие на кресте у римлян". Фото ИТАР-ТАСС |
В Лондоне прошла неделя русских торгов, традиционная, привычная, о которой журналисты набитой рукой пишут стандартные фразы типа «показательные торги», «спад или подъем», «избирательный покупатель» и так далее... Сколько бы мы ни говорили о том, что, с одной стороны, нужно развивать аукционный бизнес «на местах», а с другой – аукционы являются серьезными конкурентами галереям, которым и так в России тяжело, но за вещами и те и другие привычно тянутся в столицу Великобритании. Давно ушли в анналы истории торги, на которых мелькали ноли и сыпались миллионы, а русские докризисные «сумасброды» уже не поражают воображение мировой общественности. Работы художников мирового уровня продаются на гораздо более статусных торгах импрессионистов и модернистов. А русские лондонские торги в мировых масштабах стали, похоже, такими же банальными, как какие-нибудь ирландские. Местечково, привычно, для своих.
И тем не менее мы следили за этими торгами и будем следить. Потому что, несмотря на все попытки развивать российский рынок и российского нового коллекционера, и тот и другой находятся на стадии собирательства национального искусства. Все начинают с Шишкина и Лагорио, с русской ампирной мебели и императорского фарфора. Это не плохо и не хорошо, это просто этап, который проходит каждый молодой арт-рынок. В случае с нашей страной немаловажным обстоятельством является неразвитое законодательство в области арт-рынка, во многом мешающее нормальной циркуляции произведений искусства. Так что для нашего рынка лондонское торги (гораздо, кстати, сильнее, чем нью-йоркские) определяют дальнейший «полет». Один раз установленный в Лондоне рекорд может на долгое время изменить ценовую политику относительно отдельно взятого художника. И при нынешних обстоятельствах в безумных скачках цен заинтересованы далеко не все участники рынка.
Также в разделе:
Современно. Супер
Наблюдения неравнодушного посетителя Российского антикварного салона
Аукционная рутина
В Москве прошла предаукционная выставка Sotheby’s
Женщина ночи
Бриллианты Элизабет Тейлор в Москве
Обзор хочется начать не с Sotheby's, традиционно признанного лидером на русском рынке, а с Christie's. Во-первых, потому что его коллекция была интересней, во-вторых, аукционному дому удалось установить несколько важных ценовых рекордов, ну и, наконец, именно Christie's открыл в этот раз неделю, первым прощупав настроение и финансовую готовность покупателей.
Топ-лотом торгов Christie's стало внушительное полотно Василия Верещагина «Распятие на кресте у римлян». Работа музейная по всем параметрам: и по качеству, и по масштабности, и по истории. Да и продает ее, собственно, Бруклинский музей, обновляя фонды. По информации аукционного дома, вещь приобрел частный покупатель из России. Что удивительно: она хотя безусловно инвестиционно привлекательная, но тяжелая и жить с ней в одном помещении все-таки трудно. Тем не менее заплатили по верхнему эстимейту солидные 1,7 млн. фунтов, пусть до рекорда и не дотянувшие (рекорд был установлен на Sotheby's этим летом и составляет 2,2 млн. фунтов).
Устанавливать сегодня рекорды на художников, так сказать, первой ценовой категории – дело непростое и неблагодарное. Зато в рекордсменах оказались три других не настолько дорогих художника. «Богатырь» Виктора Васнецова, случайно обнаруженной в старой европейской коллекции и ранее неизвестный, подорожал с 300–500 тыс. фунтов до 1,1 млн. фунтов. Впрочем, на Васнецова это, вероятно, не слишком повлияет – его работы так редко встречаются на рынке, что единичный рекорд просто не может стать отправной точкой для оценки. Похожая история и с Марией Якунчиковой, количество работ которой также не отличается обилием. Ее вид Введенского уже пытался продать тот же Christie's, но не слишком успешно. Теперь же он подорожал с заявленных 150–200 тыс. до 690 тыс. фунтов.
Также в разделе:
Карлсен выше всех
Завершился мемориал Михаила Таля
Молодость в лидерах
В Москве проходит турнир памяти Михаила Таля
Высшая категория сложности
Путь шахматиста от чемпионата Европы к турниру памяти Таля
Американские шахматные истории
Глава 1-я: чемпионы СССР и США Анна Ахшарумова и Борис Гулько
А вот рекорд другого художника – Ивана Похитонова, вероятно, повлияет на его продажи. Ведь для живописца, предпочитающего исключительно малый жанр (его работы по формату не больше обычного листа бумаги), 409 тыс. фунтов – это все-таки много. Правда, работа отличается от многочисленных пейзажей Похитонова тем, что на ней изображен крошечными фигурками он сам и его сын.
Наконец, еще одна солидная продажа этих торгов – пара роскошных репрезентативных фарфоровых ваз Императорского завода периода Николая I. Их и оценили-то дорого – в 500–700 тыс. фунтов, а продали еще дороже – чуть больше чем за 1 млн. фунтов. Всего же аукционный дом продал более 60% лотов на общую сумму 13,6 млн. фунтов.
Что касается торгов Sotheby's, то результат вечерней сессии составил скромные 5,6 млн. фунтов, дневной – еще 2,5 млн., сюда же следует прибавить отдельную продажу коллекции Александра Бенуа (почти 2 млн. фунтов). Ни одного лота-миллионника, ни одного рекорда. Напомним, что не слишком удачно месяц назад Sotheby's провел и свои нью-йоркские русские торги (была продана половина лотов на сумму 17 млн. долл., причем половину этой суммы составили работы художника мирового уровня Натальи Гончаровой и любимого в США Николая Фешина).
Лондонская же десятка выглядит совсем традиционно, почти как учебник начинающего коллекционера (правда, обеспеченного, потому как работы художников первого уровня и недешевые). Драматичный ночной пейзаж Боголюбова (679 тыс. фунтов), пара пейзажей Айвазовского (385 тыс. и 229 тыс. фунтов), солнечные снопы Шишкина (397 тыс. фунтов), классический натюрморт Петра Кончаловского (914 тыс. фунтов), типичный Коровин (313 тыс. фунтов), Рерих (657 тыс. фунтов). Исключение здесь составляет разве что работа Ильи Кабакова – раздел современного искусства вообще как-то сдулся, но работу классика купили-таки в рамках эстимейта за 361 тыс. фунтов.
Перечисленный набор, равно как и цены, ни о чем плохом, в общем-то, не говорят. Вкусы покупателей, как видно, не изменились, переплачивать за работы тоже никто не намерен. Такая стабильность не худшая характеристика рынка. На момент подписания номера в печать не были известны результаты торгов дома Macdougall's, известного возмутителя спокойствия, ответственного не за один ценовой рекорд. Впрочем, чего-то из ряда вон выходящего и от него ожидать вряд ли следует – рынок русского искусства жив, но учащенным сердцебиением не отличается. Что в целом очень даже неплохо
Подробнее:http://antrakt.ng.ru/antiquare/2011-12-02/9_london.html
Подробнее:http://antrakt.ng.ru/antiquare/2011-12-02/9_london.html
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode