Избранное сообщение

четверг, 22 декабря 2011 г.

В белом доме



Международный оперный форум в Минске


минск, опера, фестиваль / Классика и современность на оперной сцене в Минске.Фото с официального сайта форума
Классика и современность на оперной сцене в Минске.
Фото с официального сайта форума
Второй международный Рождественский оперный форум в Минске завершился гала-концертом с участием мировых звезд. Все пять вечеров фестиваля прошли с аншлагами – и уже это показатель успеха оперного жанра у зрителей.
Огромное белоснежное здание Большого театра оперы и балета Республики Беларусь впечатляет гостей своим масштабом. Впрочем, все, что происходит внутри, вполне заявленным архитектурным масштабам соответствует. Несколько лет назад театр вернулся из странствий по городу в свое любимое здание – отреставрированное и, разумеется, оснащенное по последнему слову техники. Пригласили Михаила Панджавидзе – режиссера из России – поставить спектакль, репрезентирующий безграничные возможности технической «начинки» (у него уже был опыт подобной работы в казанском театре) и после громогласного «Набукко» сделали предложение занять пост главного режиссера. Он работает в тандеме с украинцем Виктором Плоскиной – главным дирижером театра.
Собственно форум – попытка представить театр в международном контексте: для участия в спектаклях приглашаются западные (или восточные, если иметь в виду Россию) солисты, обязательно приглашаются на гастроли зарубежные спектакли, приезжают директора оперных театров. В прошлом году в Минск приезжали театр «Новая опера» со спектаклем «Севильский цирюльник» и Латышская опера с «Травиатой». В этот раз была еще одна «Травиата»: форум открыл спектакль Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. При ценах на билеты в пять раз (!) выше стандартных зал был раскуплен задолго до середины декабря: кассовое название и имя Хиблы Герзмавы открывают любой кошелек. Надо сказать, что и спектакль, и солистка впечатление произвели – в кулуарах то и дело обсуждался спектакль: и солистка, и мужской стриптиз. Впрочем, до тех пор пока не приехала другая певица из Москвы: тогда змием по театру пополз вопрос «вы Снегурочку слышали? Я только что с репетиции. Бесподобная!» Снегурочку в поэтичном, завораживающем спектакле Сусанны Цирюк пела Венера Гимадиева – выпускница Молодежной программы и уже солистка Большого театра. В спектакле Венера прозвучала на самом деле изумительно: прозрачный, холодный тембр ее голоса просто удивительно подходит героине оперы Римского-Корсакова, не говоря уже о том, что с технической точки зрения эта партия выходит у певицы идеально. Но и собственные солисты составили приглашенной певице достойный ансамбль: Елена Сало (Лель), Анастасия Москвина (Купава), Владимир Громов (Мизгирь). Кстати, некоторые солисты белорусского театра «на заметке» в Москве: Москвина уже не раз пела в Большом театре, другая минская звезда – меццо Оксана Волкова – с этого сезона солистка Большого. Высокий уровень труппы демонстрирует последняя премьера театра – спектакль «Севильский цирюльник» в постановке Михаила Панджавидзе. Режиссер решает оперу Россини в традициях театра дель арте. Типичная картина: после трудового дня венецианцы собираются в таверне, где артисты в масках разыгрывают для них спектакль. Вот тут и открывается командный дух: артисты как мячик кидают друг другу нить импровизации, разыгрывая все новые и новые сценки, подчас работают как акробаты или цирковые артисты (даже на шпагат садятся!), не забывая при этом о бельканто. Поэтому вопреки традиции приглашать в спектакли форума зарубежных певцов пели только свои: слишком сложные мизансцены, чувство локтя не так просто за пару репетиций выработать. В труппе даже нашелся тенор Юрий Городецкий, который берется исполнить вторую арию Альмавивы (ее нередко исключают за сложностью материала). Труппа на подмостках столь же слаженна: «Бартоло» после внезапного наряда полиции становится плохо, и все как один снимают маски и пытаются помочь. Режиссер идет и дальше – заключительный ансамбль первого действия выходит на бортик оркестровой ямы, практически смыкаясь с публикой, словно объединяя жизнь по ту и эту сторону рампы. И когда «зрители» расходятся, только Фигаро остается на сцене и под звучание флейты пикколо и гитары карабкается в свете одинокого фонаря по веревочной лестнице… Оркестр под управлением Джанлуки Марчиано (главный дирижер тбилисского театра) в этом спектакле работает потрясающе – так что, когда на музыку увертюры начинаются поклоны, хлопать не хочется, чтобы еще раз услышать легкое (но не облегченное) и мягкое оркестровое звучание.
Совсем по-другому решена «Аида» Верди. Для этого спектакля по архивным эскизам и старым буклетам восстановили декорации знаменитого сценографа Евгения Чемодурова. Так что спектакль был заранее «обречен» на роскошный большой стиль. Панджавидзе исследует в этом спектакле мощь – или, наоборот, ничтожность – власти, когда всесильные, жестокие, обладающие безграничной мощью, в один момент становятся никем. Так и в этом спектакле – Амонасро погибает, фараон умирает, коронованная Амнерис морально уничтожается – раскаянием и неумолимостью жрецов: кому на самом деле принадлежит власть, понятно: в то время как Амнерис, распластанная на могиле любимого, молит о мире, жрецы вершат свой обряд
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Подробнее:http://www.ng.ru/culture/2011-12-22/8_opera.html