Избранное сообщение

пятница, 16 декабря 2011 г.

Какая страна – такое искусство



Объявлены лауреаты V Премии Кандинского


Церемония награждения проходила в «Гараже», и тут частная премия пошла следом за государственной – весной здесь же вручали «Инновацию». Сам «Гараж» готовится к переезду, но это другая история – о ней читайте в «НГ-антракте». «Кандинского» раздавали в пятый раз в год 145-летия славного предшественника-авангардиста, как обычно – в трех номинациях: «Проект года» (40 тыс. евро), «Молодой художник. Проект года» (10 тыс. евро) и «Медиа-арт. Проект года» (7 тыс. евро). Открытий не случилось, обошлось без скандалов – впрочем, ни того, ни другого не предвещал и лонг-лист премии.
Также в разделе:
"Протестующий" – человек 2011 года
Журнал Time опубликовал свою оценку главного героя уходящего года
Собаки – не боги
В Москве закрылся Международный фестиваль современного танца DanceInversion
Борис Черток завершил свой космический век
Вчера ушел из жизни выдающийся конструктор космической техники
Как обычно в таких случаях, собирались долго – ждали гостей, застрявших в вечерних московских пробках. Традиционную для Премии Кандинского лекцию на этот раз прочел Питер Гринуэй, кстати, пришедший в кинематографисты из художников. Речь его была впечатляюща, хотя говорил он на первый взгляд очевидные вещи – о значении визуального да о том, что образ, а не (или не только) слово сегодня задает правила коммуникации. Кстати, он был не единственным режиссером на награждении вроде бы из смежной области. Если Гринуэй назвал лауреата «Проекта года», пожалуй, самой сильной номинации нынешнего года, то Алексей Попогребский, сам, к слову, по образованию психолог, награждал лучшую работу медиа-арта. Отрадно, что современное изобразительное искусство приходят поздравить художники из других сфер (впрочем, Премия Кандинского – отнюдь не первый случай), – значит, происходит или хотя бы забрезжила какая-то консолидация, а это сулит перспективу новых культурных поисков. Паузы между объявлениями победителей заполнили фрагмент гринуэйской мультимедийной инсталляции на тему «Тайной Вечери» Леонардо, а также оттенивший ее в следующий заход трэш-перформанс группы «Кач» и Павла Пепперштейна, включавший рэп-нарезку из популярных песенных цитат на сцене и похожего на Майкла Джексона Пепперштейна на экране. Ну а перед всем этим молодого художника дали поздравить коллеге по цеху Анатолию Осмоловскому.
Собственно, этим молодым оказалась выпускница Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко Полина Канис с видео «Яйца», документацией перформанса, где художницу закидывали яйцами, а она их пыталась поймать в подол – ну, или не поймать. Преподносилось все это как пресловутый гендерный вопрос в искусстве, но, в общем, нельзя сказать чтобы сильно затронуло воображение или спровоцировало какой-то сложносочиненный ряд размышлений.
У Artists’ Private Collections Анастасии Рябовой отныне статус лучшего медиапроекта-2011. Остросоциальную «Пулю» другой номинантки, Таус Махачевой, победила утопия, которой, по сути, является виртуальный архив Рябовой, объединивший художников, их работы и зрителя без каких бы то ни было посредников – без галеристов и без кураторов.
Основная интрига, как и ожидалось, развернулась вокруг главной номинации: в шорт-листе «Проекта года» соседствуют два классика старшего поколения – Иван Чуйков и Юрий Альберт, а также молодая художница Ирина Корина с «Показательным процессом». И хотя Корина давно уже в арт-мире на хорошем счету и работ ее ждут с интересом, в смысле весовых категорий борьба была обречена. Относительно недавно мне удалось поговорить с разными художниками и не только с художниками про прогнозы в этой номинации, и люди эти к Кориной, конечно, благоволили, но на нее не ставили – именно из-за неравных сил. Если бы Корина вслед за спецпризом последней «Инновации» забрала за «Показательный процесс» и «Кандинского», это стало бы приятным сюрпризом и ставкой на молодых… Впрочем, победивший Moscow Poll Юрия Альберта в контексте прошедших политических выборов оказался как нельзя кстати. Вариация на тему созданной в 1970-м Хансом Хааке MOMA Poll у Альберта оказалась прозрачными ящиками с вопросами вроде «Станете ли вы хуже оценивать работу художника, если вы не разделяете его политических убеждений?» и вариантами «да» – «нет» для ответа. В ответном слове Альберт назвал положение современного искусства «унылым», поскольку в нем не наблюдается качественных изменений, и в силу того, что в «полудемократическом обществе – полусостоявшееся искусство». Часть премиальных он обещал отдать больным детям и понадеялся, что это станет традицией. Наконец, художник поблагодарил всех, кто участвовал и будет участвовать в митингах против результатов выборов, продолжив, что «честные выборы всегда лучше нечестных – и в искусстве, и в жизни». Зал отнесся с пониманием – стоит ли говорить, что это были главные слова действа, не законсервировавшегося исключительно в разговорах о прекрасном.
***
В заключение хотелось бы отметить, что организация и содержание самой церемонии Премии Кандинского были лучшими за все последние годы. Лаконизм, стиль, вкус постановщиков этой церемонии оставили сильное и приятное впечатление у гостей «Гаража»
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode