Избранное сообщение

среда, 25 марта 2020 г.

Без европейских комплектующих могут встать почти все российские автозаводы

Вирус кроется в деталях

Газета "Коммерсантъ"  от , стр. 1

Впервые в России автозаводы массово останавливают работу — из-за последствий коронавируса. Простой из-за нехватки компонентов после закрытия производств в Европе уже объявили PSA и Volkswagen, грузовой Volvo обдумывает этот вариант. Но это только начало: под угрозой в первую очередь европейские марки, среди которых премиальные BMW и Mercedes, а также достаточно высоко локализованная Renault. Ситуация может отразиться и на традиционно отечественных машинах. По словам аналитиков, проблем с предложением автомобилей не будет, если заводы в Европе запустятся в течение двух месяцев.

Сразу два автоконцерна — PSA и Volkswagen — приостановят производство в РФ из-за нехватки компонентов на фоне коронавируса. Собственная площадка VW в Калуге, а также контрактная сборка моделей Skoda на мощностях группы ГАЗ Олега Дерипаски будет приостановлена с 30 марта по 10 апреля. Сотрудникам в этот период, который квалифицируется как простой, будут выплачиваться зарплаты. Аналогичная ситуация у калужской площадки «ПСМА Рус» (выпускает автомобили брендов PSA — Peugeot, Citroen, Opel, а также Mitsubishi), где простой будет длиться с 1 по 3 апреля, а с 6 по 10 апреля включительно сотрудники будут находиться в оплачиваемом отпуске.

Калужская область — один из крупнейших российских автокластеров. Кроме PSA и Volkswagen, в регионе работает завод Volvo Trucks. «В связи с распространением коронавируса и нарушением цепочек поставок на завод в Калуге мы рассматриваем несколько сценариев дальнейшего развития событий, одним из которых может стать приостановка производства. Какой из сценариев будет реализован, станет понятно в ближайшее время»,— заявили “Ъ” в компании.

Остановка других производств иностранных концернов в РФ — вопрос нескольких недель, говорят источники “Ъ”.

Среди потенциальных кандидатов ряд источников “Ъ” называет BMW, которые собираются на калининградском «Автоторе» и имеют небольшой запас комплектующих, и Renault. Хотя у французского концерна в среднем достаточно высокая локализация, проблемы могут возникнуть по отдельным моделям, считает собеседник “Ъ”. Проблемы возникнут и у Mercedes-Benz. В Daimler будущие риски не комментируют, но говорят, что сейчас московский завод работает в соответствии с планом.

«Автотор» уже сообщал о перебоях в поставках компонентов. Помимо BMW, на заводе собираются ряд моделей Kia и Hyundai.

Впрочем, заводы в Южной Корее уже возобновили работу, и эти марки в наименьшей опасности. В ближайшие три недели «Автотор», заявляют там, не планирует останавливать завод, сейчас обновляются данные по срокам поставок в связи с остановкой заводов в Европе и информацией о возобновлении работы предприятий в Южной Корее: «С учетом этих данных график работы предприятия будет корректироваться».

Хотя на заводах в Японии нет масштабных проблем, у Toyota, Mazda-Sollers и Nissan есть частичная зависимость от поставок из Европы, и в ближайшие недели и они могут уйти в простой в РФ, говорят источники “Ъ”.

В Toyota говорят, что прорабатывают различные сценарии на случай ухудшения эпидемиологической ситуации. В Nissan говорят, что завод работает в штатном режиме, ведется постоянная оценка количества компонентов. На Mazda Sollers намечена плановая остановка 27 апреля, связанная с модернизацией производственной линии: дилерская сеть обеспечена автомобилями, дефицита не предвидится. В Renault воздерживаются от комментариев.

В Минпромторге признают, что приостановка производства возможна и на других заводах, принадлежащих иностранным концернам. «Тем не менее объем уже произведенных автомобилей позволит полностью обеспечить спрос на указанный период остановки»,— отметили в министерстве. Там добавили, что Минпромторг совместно с предприятиями отрасли организовал ежесуточный мониторинг обеспеченности автокомпонентами и количества сотрудников, инфицированных вирусом COVID-19, а также обсуждение возможных мер поддержки.

Как отмечают собеседники “Ъ” на рынке, заместить компоненты, которые идут из Европы, в короткие сроки нереалистично.

Даже если удастся найти альтернативу, концернам придется серьезно менять логистику, что занимает время. Высокий уровень локализации автомобилей у традиционно отечественных концернов не гарантирует им отсутствия проблем, поскольку достаточно приостановки поставок даже незначительных деталей и субкомпонентов, чтобы поставить выпуск под угрозу.

В АвтоВАЗе сообщили, что работают согласно производственному графику. КамАЗ заявляет, что обеспечил производство техники необходимыми комплектующими до конца апреля, ведется работа по маю и июню. Основные поставщики КамАЗа — российские, но поставки компонентов также осуществляются из Европы, Китая, Индии, Турции и Латинской Америки. В КамАЗе отмечают, что стараются заранее искать альтернативных поставщиков: «Как показал наш опыт работы с Китаем, это удается». В группе ГАЗ говорят, что «концерн прорабатывает сохранение устойчивости предприятий при различных условиях». В «Соллерсе» не видят угроз из-за дефицита компонентов, но говорят о рисках приостановки производств из-за резкого падения спроса на автомобили.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что такой ситуации в российском автопроме еще не было.

В случае если остановка заводов в Европе затянется на четыре-шесть месяцев, возникнет проблема с предложением. Зависимость от импортных компонентов в той или иной форме может привести к остановке любого производства, полагает аналитик, приводя в пример ситуацию со Skoda Rapid: ее сборка была остановлена из-за перебоев с поставками задних фонарей.

Ольга Никитина

https://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

https://www.kommersant.ru/doc/4300784?from=main_2