06.03.2020 14:54:47 |
---|
От инициативы либерализации норм валютных операций, которые достались стране в наследство от тяжелейшего кризиса 1990х и с тех пор по сути не менялись, отказался ее единственный адвокат - российский Минфин.
Как сообщают «Ведомости», министерство подготовило поправки в Уголовный кодекс, которые вводят возможность конфискации валюты у бизнеса за нарушения валютного контроля.
Такая мера отвественности может наступить за переводы валюты по подложным документам, а также нарушение требований о возврате валютной выручки.
Речь идет, в частности, о случаях, когда российский бизнес поставил за рубеж товары или услуги, но не получил от контрагента оплаты в установленный контрактом срок. Согласно российскому законодательству, ответственность за это возлагается на российское юрлицо (или ИП). Штраф может составлять до 100% недополученной валютной выручки, а при повторных нарушениях в крупном и особо крупном размере может наступить уголовная ответственность.
Допустим, вы ООО «Программист», и вам заказал услуг Google, вы заключили контракт, но по независящим от вас причинам один платеж Google задержал месяца на 2, другой - прислал на 1000 долларов больше, а в третьем это учел и уменьшил сумму на 100 долларов - согласно российским законам, это «существенные нарушения валютного законодательства», приводит пример основатель Movchans Group Андрей Мовчан.
Состоят они в том, что не выдержаны контрактные сроки поступления средств, в паспорте сделки указаны данные, не соответствующие действительности, госограны были злостно введены вами в заблуждение, часть средств вообще не получена (пришла в следующем году, но это уже другой период) - за это бывает 193-я статья УК в особо крупном размере (от 9 млн рублей), а это - тюрьма до 4 лет, указывает Мовчан. Еще в прошлом году Минфин выступал за отмену этих валютных статей и подготовил соответствующий законопроект. Но против выступили некоторые ведомства и Центробанк. И теперь Минфин, похоже, свернул с намеченного пути.
Перечь наказаний он предлагает дополнить конфискацией валюты. Сейчас конфисковать могут, например, контрабанду - деньги, алкоголь, взрывчатые вещества, наркотики, которые незаконно перевозят через границы стран ЕАЭС. Но по валютным статьям, как пишет ведомство в пояснительной записке, конфискации нет, хотя Федеральная таможенная служба регулярно видит нарушения: за шесть с половиной лет она сообщила о 4460 преступлениях и возбудила более 1600 уголовных дел. Норма о конфискации выведенной валюты выглядит бессмысленной - эффективных механизмов возврата денег из-за границы не существует, указывает партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Виктория Бурковская.
Конфискация возможна внутри России, и абсолютно не удивляет, что теперь государство планирует пополнять бюджет за счет таких мероприятий, замечает управляющий партнер Pen & Paper Алексей Добрынин.
«Россия - страна, в которой элиты делят ренту; законы такой страны защищают власть имущих от потери доли ренты и одновременно не должны мешать им эту ренту экстрагировать при любых обстоятельствах. Законы такой страны должны способствовать ограниченному пролиферированию ренты в социум - ведь рента является единственным значимым источников средств, все остальные должны быть уничтожены, чтобы у власти не возникло независимой конкуренции», - пишет Мовчан.
«Естественным следствием этой системы становятся законы - запутанные, противоречивые, трудновыполнимые, туманные - требующие на каждую деталь разъяснений от высокопоставленных бюрократов и одновременно - запретительные по сути, с использованием которых можно обобрать, а то и посадить почти любого, кто осмелится строить свой независимый бизнес, источник дохода или социальную организацию», - добавляет он.
https://www.finanz.ru/novosti/valyuty/elity-delyat-rentu-minfin-predlozhil-zakonoproekt-o-konfiskacii-valyuty-u-biznesa-1028971620