ТЕХНОЛОГИИ И МЕДИА, 31 ОКТ, 2016 19:20 12 696
Президент Медиа-коммуникационного союза Павел Степанов в интервью РБК — о законопроекте, регулирующем работу мессенджеров и онлайн-кинотеатров, и его критике со стороны игроков рынка
Президент Медиа-коммуникационного союза Павел Степанов (Фото: Олег Яковлев / РБК)
Медиа-коммуникационный союз (МКС) завершил работу над поправками в законы «О связи» и «Об информации». В случае принятия этого документа иностранцам будет запрещено владеть более 20% в онлайн-кинотеатрах, а мессенджеры будут обязаны идентифицировать пользователей («связывать» его с конкретным человеком).
Подготовленный МКС законопроект активно критиковали другие игроки отрасли. В интервью РБК глава союза Павел Степанов рассказал, что в ближайшее время поправки внесут в Госдуму, однако через кого, в МКС пока обсуждается. По его словам, предложенные союзом меры необходимы как для повышения конкуренции среди игроков рынка, так и для защиты национального контента.
«Нам важны сервисы, которые носят массовый характер»
— Основное внимание в предлагаемом МКС законопроекте уделяется онлайн-кинотеатрам — или, используя терминологию документа, «аудиовизуальным сервисам». Почему?
— Мы включили в законопроект именно аудиовизуальные сервисы, поскольку участники МКС действуют в первую очередь в этой плоскости. Мы исключили из документа социальные сети и все, что касается пользовательского контента, а также поисковые системы. Хотя я встречал отзывы, что, возможно, надо регулировать и пользовательский контент. Но мы хотели разработать регулирование для профессионального контента, а не пользовательского. На работу мессенджеров этот законопроект тоже распространяется.
Хочу обратить внимание, что нам, естественно, важны те сервисы, которые носят массовый характер. Вы упомянули ограничение на владение иностранным инвестором долей в аудиовизуальном сервисе на уровне до 20%. Под эту норму подпадают аудиовизуальные сервисы со среднесуточным посещением в России 100 тыс. и более пользователей в течение месяца, и 20 тыс. — для одного субъекта Федерации. При подготовке законопроекта мы запрашивали данные у TNS, Роскомнадзора, ряда других источников. Далеко не все российские онлайн-кинотеатры подпадают под это регулирование. Даже с этой формальной точки зрения тезис о том, что норма ударит по всей отрасли, по нашему мнению, сильно преувеличен.
Выручка онлайн-кинотеатров
Выручка онлайн-кинотеатров в России по итогам первого полугодия 2016 года составила 3,1 млрд руб., по оценке Telecom Daily. По итогам 2015 года доходы сервисов увеличились на 13%, до 6,3 млрд руб. При этом 64% доходов пришлось на рекламную бизнес-модель. По итогам первого полугодия крупнейшими игроками российского рынка онлайн-видео были YouTube, онлайн-кинотеатры ivi, Tvigle, Rutube, видеосервисы «Ростелекома».
— В законопроекте предлагается включить эти сервисы в реестр. Сколько сервисов в нем будет?
— Каким будет этот реестр — вопрос, который нужно проговаривать с Роскомнадзором. По данным исследований в нашем распоряжении, речь идет о количестве до 30 сервисов.
— Зачем вообще МКС взялся писать правила игры для мессенджеров и аудиовизуальных сервисов?
— Аудиовизуальные сервисы являются составной частью медийного пространства, и по ним нет никакого регулирования, даже на уровне понятий, что они собой представляют. Законопроект определяет, что это такое, какие сервисы действительно можно считать крупными, какие — нет.
— Кому это регулирование изначально было необходимо, что оно даст?
— Как без регулирования определять, что такое аудиовизуальный сервис или мессенджер? Возникают вопросы о покупке, продаже, развитии, государственной поддержке таких сервисов, возможно, налогообложении. Явление существует, активно развивается, а на элементарный вопрос, что это такое, никто ответить не может. Любые правоотношения — это отношения, урегулированные правом. А у нас есть блок общественных отношений, который составляют аудиовизуальные сервисы, но правоотношений нет, поскольку они никак не урегулированы.
— Участники рынка предполагали, что таким образом вы хотите защитить интересы членов МКС, которые терпят убытки: аудиовизуальные сервисы отъедают долю по зрителям и рекламе у традиционных медийных компаний, мессенджеры опасны для сотовых операторов. Это так?
— Мы создаем регулирование не ради регулирования, а ради создания единой конкурентной среды. Это первая задача.
Вторая задача — защита национального контента. Как раз с этим связано ограничение «20 на 80» (речь о доле иностранных инвесторов в аудиовизуальных сервисах. — РБК). Отмечу, что эта норма не коснется площадок, которые размещают пользовательский контент.
Третья история касается идентификации пользователей в мессенджерах — это задача, связанная с теми вызовами и угрозами обществу, которые присутствуют из-за анонимности: это и угроза утечки персональных данных, и защита от спама и террористических угроз. Идентификация, которая предлагается, позволяет обеспечить информационную безопасность использования современных сервисов.
— Треб
— В первую очередь пользователей мессенджеров. Аудиовизуальных сервисов это коснется при размещении пользовательского контента. Но вопрос будет решаться на уровне подзаконных актов.
— То есть если пользователь захочет разместить видео на YouTube, он сначала должен будет пройти процесс идентификации?
— Только в случае, если сам сервис предусматривает идентификацию пользователей.
— Критики законопроекта говорят, что МКС создает новый источник дохода для операторов связи, которые будут получать плату за идентификацию.
— По оценкам экспертов МКС, такая идентификация уже в подавляющем большинстве случаев существует, поэтому не приведет ни к какому увеличению стоимости. Без ввода абонентского номера использовать мессенджеры невозможно. Идентификацию можно осуществлять через СМС или через портал госуслуг.
— Но сейчас идентификация должна идти необязательно напрямую через операторов, а может — через СМС-агрегаторов. И у агрегаторов цены на рассылки СМС ниже, чем у операторов.
— Еще раз, идентификация же ведется? Ведется. Поэтому аргумент, связанный с тем, что ее нет и она вдруг возникает, неприменим. Там же не определено, что, допустим, идентификация обязательно должна осуществляться через СМС. Осуществляйте идентификацию, как считаете нужным. Другой вопрос, что, как правило, через СМС это делать удобнее. Но это уже не вопрос законопроекта.
— По законопроекту мессенджеры должны по требованию госорганов ограничивать рассылку массовых электронных сообщений. Как это будет осуществляться?
— Механизм должен быть приблизительно такой же, как при рассылке СМС-сообщений. То есть вначале нужно отправить требование мессенджеру. Если возникнет нарушение, имея идентификацию, регулятор сможет обратиться к тому лицу, которое является источником массовой рассылки, пиратского ресурса, террористического сайта — не важно, и только если оно не реагирует на требования, регулирующий орган просит операторов прекратить эту историю.
— СМС-спам контролирует ФАС. Кто будет следить за рассылками в мессенджерах?
— Предполагается, что Роскомнадзор.
МКС образован в 2014 году крупнейшими игроками медиа- и телекоммуникационной отраслей. Среди участников: Национальная медиа группа, «Газпром-Медиа», «СТС Медиа», операторы МТС, «МегаФон», «ВымпелКом», «Ростелеком» и др.
«Риск существует всегда»
— То, что вы упомянули, коснется и зарубежных компаний, которые предоставляют сервис в России. Как вы заставите их выполнять требования? Например, Facebook, у него тоже есть свой мессенджер.
— И этот вопрос будет решаться не на уровне закона, а на уровне правоприменительной практики. У Роскомнадзора накоплен достаточно большой багаж опыта по взаимодействию с зарубежными площадками. Примеров масса.
— Возможна ли ситуация, при которой будет блокироваться приобретение и скачивание приложений-мессенджеров? Что будет с уже скачанными?
— Технических вопросов, конечно, много. Безусловно, Роскомнадзору надо будет подумать по поводу механизма регулирования. Обращаю внимание, что это не первый законопроект в этой сфере. Он может опираться на существующий опыт Роскомнадзора или ФАС в смежных секторах регулирования. Но, по сути, изменения не коснутся пользователей: им не придется переустанавливать приложения или дополнительно проходить идентификацию. Они регулируют доступ мессенджеров к данным операторов связи (номерам). Предполагается, что заключаемые с операторами связи соглашения будут определять порядок и условия направления СМС с кодами подтверждения для идентификации пользователей.
— Но Facebook, например, до сих пор не локализовал персональные данные по закону, как и Twitter. По сути, этот закон сейчас не всеми исполняется. Нет ли риска, что такая же ситуация сложится и с сервисами, упоминаемыми в законопроекте МКС?
— Риск существует всегда. Но я не могу обсуждать, что исполняется, что не исполняется. Это не входит в мою компетенцию.
— Вы упомянули, что одна из целей закона — защита национального контента. Можете пояснить свою мысль?
— Требование «20 на 80» в первую очередь направлено на то, что это должны быть именно российские площадки, оно создает предпосылку как для защиты национального контента, так и для его распространения и дистрибуции. Если вы спросите, будет ли с принятием этого закона национальный контент сразу же защищен, ответ — конечно, нет. В моем понимании этот законопроект является одним из звеньев работы по защите национального контента. Это вопросы, связанные с борьбой с пиратством, «зеркалами» (дополнительные адреса, переходя по которым можно попасть на тот же сайт. — РБК), над чем сейчас работают Роскомнадзор и Минкомсвязи. Из финальной версии законопроекта исключили требование об обязательной доле национальной продукции и распространении только тех передач и кинофильмов, которые имеют прокатное удостоверение.
Big-расплата: как регулируются рынки связи и медиа
— Вы считаете, что контролируемые российскими юрлицами площадки будут в первую очередь размещать национальный контент?
— Это не вопрос регулирования. Это вопрос рынка. Но на рынке мы видим тенденцию к росту производства и потребления внутреннего контента.
— Среди прочего критики принципа «20 на 80» указывают, что норма коснется поисковых систем, которые в поисковой выдаче показывают видеозаписи.
— «Яндекс» как поисковая система не подпадает. Но то, что «Яндекс» создал свой аудиовизуальный сервис, — это отдельный вопрос. Мы встречались с «Яндексом». МКС готов рассматривать предложения от «Яндекса», но пока они не поступали.
— Теперь они смогут представить свои возражения? Насколько вы готовы их слушать?
— Конечно, готовы. Вопрос заключается в конструктивном подходе. То есть если коллеги говорят, что законопроект якобы противоречит Конституции и поэтому он не нужен в принципе, мне кажется, это не база для диалога. Если дают конкретную редакцию, предложение, — готовы.
— Почему вы решили вывести из-под действия закона аудиовизуальные сервисы компаний, имеющих стратегическое значение, то есть операторов, входящих в МКС?
— Чтобы не создавалось коллизий с другими нормами, касающимися стратегических компаний. Неважно, операторы это или еще кто-либо. Там своя система регулирования. Есть большие законопроекты, которые покрывают сразу несколько отраслей. Другие крупные агрегаторы могут рассмотреть этот путь выхода из-под предлагаемого регулирования.
— В законопроекте также есть положение, которое вносит поправки в так называемый закон Яровой. Правильно ли мы понимаем, что оно сокращает количество информации, которое должны будут хранить операторы?
— Да, нет смысла дублировать хранение информации одновременно операторами связи и организаторами распространения информации.
— Обсуждалось, что законопроект планируется представить на конференции Russian Interactive Week (RIW) -2016 1 ноября? Это так?
— У нас нет цели непременно презентовать законопроект, поскольку его текст уже всем достаточно хорошо известен, в том числе из СМИ. Все мнения так или иначе были высказаны. Сейчас важно понять и обозначить, куда движется отрасль медиакоммуникаций и каковы перспективы. Мы хотим церемонию открытия RIW-2016 посвятить этой теме. Законопроект мы обнародуем на сайте МКС.
Павел Степанов стал президентом Медиа-коммуникационного союза в августе 2016 года. Также с февраля 2014 года является генеральным директором кинокомпании «Централ Партнершип» (входит в «Газпром-Медиа»). Ранее, с 2010 года, был первым заместителем гендиректора по корпоративному управлению ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». В 2004–2010 годах занимал должность референта Государственно-правового управления президента РФ. В 1999–2004 годах был начальником правового управления Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Что рынок думает о законопроекте МКС
Про идентификацию в мессенджерах
В «Яндексе» настаивают, что пострадают все площадки, на которых происходит коммуникация пользователей: сайты с возможностью оставлять комментарии, форумы и т.д.
Мессенджеры уже запрашивают номер мобильного телефона при регистрации нового пользователя. Но сейчас они платят за СМС-активацию крупным агрегаторам, которые высылают коды активации, рассказывал источник РБК в одном из популярных мессенджеров.
«Агрегатор не выдает сим-карты и не имеет доступа к паспортным данным абонента, то есть не может проводить идентификацию, — говорит представитель платежной системы QIWI, которая долгое время идентифицирует пользователей через сотовых операторов. — Рассылать СМС через агрегаторов примерно на 50% дешевле (сумма зависит от договоренностей и объемов), чем напрямую через операторов». Затраты мессенджеров могут вырасти еще и из-за того, что для идентификации пользователя им придется отправлять не одну СМС, как в случае с агрегатором, а несколько. После того как абонент получил возможность переходить от одного оператора к другому со своим номером, невозможно определить, кому отправлять СМС для идентификации, то есть придется отправлять сразу четыре СМС крупнейшим операторам», — рассуждает представитель QIWI.
Об ограничении роли иностранцев
«Законопроект может коснуться в том числе поисковых сервисов, которые сами не размещают и не распространяют видеоконтент. Поправки приравнивают поисковые системы к аудиовизуальным сервисам, возлагая на них обязанности, например по премодерации контента», — говорят в «Яндексе». «Очевидно, что для таких российских и оперирующих в России компаний, как Mail.Ru Group и «Яндекс», запрет на участие иностранного капитала — это фактически запрет на создание и развитие собственных сервисов (даже если на сегодня у них их нет и текущие сервисы будут выведены из теста законопроекта). Очевидно, что компании, будучи публичными, не станут менять свою акционерную структуру», — отмечает вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян.
По словам замгендиректора по правовым вопросам ivi (у этого онлайн-кинотеатра есть и русские, и иностранные владельцы, но структура не раскрывается) Михаила Платова, в случае принятия закона круг инвесторов, которые «могли бы поддержать или приобрести компанию, значительно снизится». «Такое ограничение совсем не оправдано с учетом даже той аналогии, которую можно проводить с регулированием СМИ. Онлайн-кинотеатр — это развлекательный сервис, не формирует никакой социальной или политической повестки», — считает он. После принятия поправок в закон «О СМИ» шведский холдинг MTG, владевший 75% «СТС Медиа», вынужден был продать их за $200 млн структурам Алишера Усманова и Ивана Таврина. За год до этого, когда поправки были только внесены в Госдуму, стоимость доли MTG исходя из капитализации «СТС Медиа» на NASDAQ, составляла более $1 млрд.
При участии Анастасии Папандиной
Авторы: Анастасия Самойлова, Анна Балашова.
Теги: интервью , Медиа-коммуникационный союз , Павел Степанов , аргумент
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/interview/technology_and_media/31/10/2016/5815c2ba9a79473ca9de5a5e?from=materials_on_subject
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode