19.01.2018
18-21 декабря 2018 г. – 12th Internet Governance Forum (IGF 2017) (Geneva, Switzerland)
В 12-м форуме по управлению Интернетом (ФУИ 2017) под общей темой «Определите ваше цифровое будущее!» (Shaping your digital future) участвовали более 2000 представителей из 142 стран. Было проведено порядка 240 мероприятий.
Темами основных и высокого уровня тематических сессий были:
«Деятельность на локальном уровне, глобальные последствия: как международное многостороннее сотрудничество может решать проблемы перебоев Интернета, шифрования и движения информации»;
«Определение нашего будущего цифрового глобального управления»;
«Влияние цифровизации на политику, общественное доверие и демократию»;
«Расширение возможностей глобального сотрудничества в области кибербезопасности в интересах устойчивого и мирного развития»;
«Динамические коалиции: Внеси свой вклад в цифровое будущее!» — справка: на заседании одобрена резолюция о прозрачности торговых переговоров (IGF Dynamic Coalition’s Resolution on transparency of trade negotiations endorsed);
«Перспективы NRIs: Цифровые права онлайн»;
«Учёт гендерной проблематики и будущее Интернета»;
«Цифровая трансформация: Как мы определяем её воздействие на социально-экономическую и трудовую сферы?»
По итогам обсуждения были опубликованы короткие «послания» (messages) – по сути, это попытка дать участникам какие-то консенсусные материалы в отсутствие официальных «рекомендаций ФУИ». Тексты доступны по ссылке.
Другие темы ФУИ включали управление данными, искусственный интеллект (ИИ), большие данные, блокчейн технологии, «интернет вещей», защита данных, интернет-идентификаторы (internet identifiers), кибербезопасность, фейковые новости и э-коммерция.
Подробные публикации о работе форума доступны по ссылкам:
intgovforum.org/multilingual/content/igf-2017-geneva-switzerland-18-21-december
Ниже приведена некоторая выборка из этих материалов.
(1) Делегацию ICANN возглавлял президент интернет-корпорации Йоран Марби. Ключевые темы для обсуждения ICANN: общие положения относительно защиты данных (GDPR); управление системой доменных имен (DNS) с участием многих заинтересованных сторон; новые технологии идентификаторов и их возможная роль в развитии интернета, включая распространение Интернета вещей; голос гражданского общества в ICANN.
(2) ЮНЕСКО организовало четыре сессии, посвящённые показателям универсальности Интернета, многосторонней практике управления Интернетом, ИИ и большим данным, мировым тенденциям в области свободы выражения мнений и развития СМИ.
(3) Представители ОЭСР провели несколько мероприятий и организовали три сессии:
открытый форум ОЭСР по проекту «Переход на «цифру»: Заставить трансформацию работать на экономический рост и благополучие» (Going Digital Project: Making the transformation work for growth and well-being, запущен в январе 2017 г.);
политические и технологические подходы к расширению широкополосной связи в сельских и отдалённых районах;
ИИ: интеллектуальные машины, « умные» политики.
Справка: На подготовительном этапе к ФУИ 2017 ОЭСР провела тематические конференции и заседание Комитета по политике цифровой экономики (Committee on Digital Economy Policy). Ниже представлены слайды из материалов мероприятий:
из доклада о влиянии цифровой трансформации на науку, технологии и промышленность в странах ОЭСР в 2017 году (OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017: The digital transformation):
из презентации – ИИ может увеличить годовые темпы роста к 2035 году с точки зрения валовой добавленной стоимости:
(4) Темами мероприятий Совета Европы (Council of Europe) были выбраны: демократия; большие данные, бизнес и права человека; борьба с киберпреступностью; цифровая грамотность. Представлена новая 3-я редакция «Руководства по Интернет-грамотности» (Internet Literacy Handbook).
Представители Совета Европы, в частности, участвовали в мероприятии «группы» ООН, которая занимается последствиями цифровой информации для политики, общественного доверия и демократии. Среди тем – напряжённость между транспарентностью в стиле WikiLeaks и государственной и институциональной обеспокоенностью в отношении безопасности и решение проблемы ботов, используемых для влияния на выборы.
(5) На тематических мероприятиях обсуждались нормы поведения в киберпространстве:
«Норма защиты ядра общественного Интернета как ключевого строительного блока»;
«Цифровая Женевская конвенция» (Digital Geneva Convention), продвигаемая Microsoft.
(6) ЕС был представлен делегаций Европарламента, делегацией Еврокомиссии и делегациями стран. Например, официальная делегация Нидерландов включала 40 человек (10 – из министерств).
Представители ЕС обсуждали ключевые аспекты управления Интернетом, такие как кибербезопасность, конфиденциальность, инклюзивность и доверие.
В ходе форума еврокомиссар Мария Габриэль и члены Европарламента подписали совместную декларацию.
«Мы решительно выступаем за: открытый и независимый Интернет как глобальный общий ресурс, наряду с недискриминационным доступом к знаниям; необходимость развития цифровых навыков и компетенций; защиту основных свобод и прав человека как в режиме онлайн, включая право контролировать свои персональные данные; повышение конфиденциальности и безопасности устройств и ПО без криптографических «бэкдоров» в безопасном и надёжном Интернете; необходимость поиска решений, связанных с кибербезопасностью и киберпреступностью: повышение безопасности критических инфраструктур; предоставление надлежащих инструментов для безопасной связи с частными лицами и малыми предприятиями; необходимость ответственности человека за решения, результатами которых являются алгоритмы; необходимость работы с партнёрами в других регионах для максимального использования потенциала развития Интернета, расширения его доступности и сокращения цифрового неравенства.
ЕС считает, что ФУИ является хорошим инструментом для обсуждения и формирования будущего интернета. Мы призываем государства использовать ФУИ в качестве важной платформы для ежегодного обмена мнениями и последними достижениями».
(7) Официальная делегация США включала в себя менее 10 человек. Её возглавлял Роберт Страейр, заместитель помощника госсекретаря по кибер- и международным коммуникациям и информационной политике. Не было ни выступлений высокого уровня, ни пресс-конференций, ни намерений стать крупнейшим спонсором.
Страейр, в частности, председательствовал на открытом форуме «ОАГ и содействие осуществлению национальных стратегий в области кибербезопасности в Северной и Южной Америке» (OAS and the promotion of National Cybersecurity Strategies in the Americas). Провёл встречи с представителями Европарламента и Еврокомиссии. Обсуждали ключевые вопросы «цифровых» отношений ЕС-США: регулирование GDPR, 5G спектр, кибербезопасность, фейковые новости, суперкомпьютерные вычисления (EuroHPC), трансатлантический диалог по цифровой экономике (договорились о 1-й встрече в Брюсселе 31 января 2018 г.), многосторонний ФУИ.
(8) Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Р.Исмаилов принял участие в работе ФУИ и в заседании круглого стола Cyber BRICS, посвященном развитию цифровой экономики в странах БРИКС.
Замглавы Минкомсвязи подчеркнул, что главным элементом цифровой экономики является интернет, где в равной степени должны быть представлены интересы всех стран мира. Для его успешного, надежного и безопасного использования необходимы международные нормы и правила, регулирующие отношения в области Интернет-управления. Россия полагает, что такие нормы должны вырабатываться под эгидой институтов ООН.
В рамках форума замглавы Минкомсвязи России встретился с президентом ICANN Й. Марби. Участники обсудили вопросы юрисдикции ICANN, роли Правительственного консультативного комитета в процессе принятия решений в вопросах формирования политики ICANN, защиты географических наименований в доменном пространстве, а также статуса домена .su.
(9) В некоторых официальных выступлениях и блогах популярных «обозревателей» ФУИ отмечено, что Секретариат ФУИ В этом году испытывает проблемы с финансированием, поэтому неудачным оказалось время проведения ФУИ. Многие делегации не участвовали в форуме из-за этого и потому, что появляется всё больше Интернет-инициатив и очень значительно расширился календарь Интернет-мероприятий, – приходится расставлять приоритеты. В частности, было сказано, что «правительства развивающихся и развитых стран тратят миллионы и миллионы на организацию, а бизнес – на спонсирование закрытых конференций по управлению Интернетом с участием 100-500 человек с обеспечением серьёзной безопасности и других вещей (non-inclusive, invitation-based conferences on IG). И тогда у них нет денег на финансирование Секретариата ФУИ».
Участвовало меньше, чем обычно представителей правительств, ещё меньше – технологических компаний. Доминирующим «игроком» было гражданское общество.
(10) В одном из отчётов приведена статистика употребления в выступлениях префиксов «цифровой», «электронный» и других:
Еврокомиссия провела «Информационный день по технологиям блокчейна и распределенных реестров».
Список конкурсных проектов невелик:
Проекты
Blockchain and distributed ledger technologies for SMEs (INNOSUP-03-2018)
Next generation Internet
Future Hyper-connected Sociality (ICT-28-2018)
Next Generation Internet — An Open Internet Initiative (ICT-24-2018-2019)
An empowering, inclusive Next Generation Internet (ICT-30-2019-2020)
Smart Mobility and Living
Interoperable and smart homes and grids (DT-ICT-10-2018-19)
Advanced technologies (Security/Cloud/IoT/BigData) for a hyper-connected society in the context of Smart City (EUJ-01-2018)
Transport
InCo Flagship on Integrated multimodal, low-emission freight transport systems and logistics (MG-2-9-2019)
Energy
TSO – DSO – Consumer: Large-scale demonstrations of innovative grid services through demand response, storage and small-scale (RES) generation (LC-SC3-ES-5-2018-2020)
The role of consumers in changing the market through informed decision and collective actions (LC-SC3-EC-1-2018-2019-2020)
eGovernment
Transformative impact of disruptive technologies in public services (H2020-SC6-TRANSFORMATIONS-2018-2019-2020)
eHealth
Digital health and care services (SC1-DTH-10-2019-2020)
Prototyping a European interoperable Electronic Health Record (EHR) exchange (SC1-DTH-08-2018)
Trusted Digital Solutions and Cybersecurity in health and care (H2020-SC1-FA-DTS-2018-2020)
Объявлено:
с 8 ноября по 19 января 2017 года будет проведено исследование возможностей европейской блокчейн-инфраструктуры (Feasibility Study in the opportunity of EU Blockchain Infrastructure);
в феврале 2018 года будет официально запущена Европейская блокчейн-обсерватория и форум (EU Blockchain Observatory and Forum).
Публикации
25 декабря 2017 г. – Центр стратегических разработок (ЦСР) опубликовал доклад «Будущее информационной безопасности: глобальные трансформации и сценарии для России», подготовленный направлением ЦСР «Внешняя политика и безопасность» и ПИР-Центром.
Автор доклада – консультант ПИР-Центра Олег Демидов, редакторы – директор ПИР-Центра Альберт Зульхарнеев и руководитель направления «Внешняя политика» ЦСР Сергей Уткин. В обсуждении положений доклада на этапе его подготовки принимали участие члены Рабочей группы ПИР-Центра по международной информационной безопасности и глобальному управлению интернетом и друге российские эксперты.
Ключевой вопрос доклада – каким образом развивать цифровую экономику, и цифровые технологи и при этом обеспечить безопасность в контексте трансграничных цифровых рисков и угроз. В докладе выделены три основные задачи:
снижение рисков военно-политического использования ИКТ и формирование основ международно-правового режима ответственного поведения государств в киберпространстве;
обеспечение безопасности, стабильности и отказоустойчивости Интернета и инфраструктуры цифровой передачи данных для российских пользователей, бизнеса и государства;
обеспечение российских интересов в сфере безопасной цифровой среды, борьбы с компьютерной преступностью, а также развития технологий и рынка информационной безопасности.
http://d-russia.ru/upravlenie-internetom-poslednie-sobytiya-i-publikatsii-na-29-dekabrya-2017-goda.html http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode