Архангельская область, Промышленное загрязнение
Расчет влияния на климат – «углеродный след» становится критерием деятельности современного предприятия. Одним из первых в России «жить по новым правилам» стремится Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат.
Published on January 30, 2017 by Ольга Подосенова
Уровень выбросов парниковых газов включен в стандарты ведения бизнеса относительно недавно. Сейчас требования по углеродоемкости содержатся в законодательстве десятков стран. Фондовые биржи вносят требования о раскрытии информации о выбросах парниковых газов в процедурные правила продажи акций и корпоративных ценных бумаг. Существуют как международные стандарты по оценке выбросов, так и национальные стандарты, в том числе – российские ГОСТы.
Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат (АЦБК) не только присоединился к международным углеродным стандартам, но и первым в России объявил о внедрении российского стандарта ГОСТ Р 56276-2014/ISO/TS 14067:2013 «Газы парниковые. Углеродный след продукции. Требования и руководящие указания по количественному определению и предоставлению информации». Для расчета углеродного следа предприятия была разработана математическая модель, позволяющая определить углеродоемкость всех видов производимой на комбинате промежуточной и конечной продукции с учетом технологической цепочки движения и переработки ресурсов и связанных с этим выбросов. Была создана и апробирована методика, которая может с успехом применяться для определения углеродного следа продукции в самых разных отраслях.
«В основе российского ГОСТа лежит техническая спецификация ИСО – ISO/TS 14067:2013, – рассказал «Беллоне» Михаил Юлкин, генеральный директор международной консалтинговой компании CCGS, выполнявшей для АЦБК работы по углеродным расчетам. – Техническая спецификация – это уже почти международный стандарт, и это лучшее, что есть на сегодня в мире для определения углеродного следа продукции. И АЦБК ориентируется на это лучшее».
Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат первым в России начал целенаправленно инвестировать в экологическую модернизацию своих производств ещё 20 лет назад. Идея состояла в том, чтобы за счёт более полного и эффективного использования ресурсов (сырья, химикатов, топлива и энергии) уменьшить образование вредных выбросов, вместо того чтобы тратить силы и деньги на их очистку и обезвреживание. Проект «двойного назначения» по реконструкции картонного производства с целью снижения расхода топлива был реализован в 1997–1998 годах с привлечением средств экологического займа Всемирного банка. Опыт прошел успешно. Оказалось, что такие инвестиции дают двойной, а иногда и тройной эффект. И теперь любой новый проект рассматривается и оценивается на комбинате не только с экономической, но и с экологической точки зрения.
«В условиях изменения климата углеродоемкость продукции является не только показателем экологической ответственности компании, но и важным фактором ее устойчивости и конкурентоспособности на рынке, – рассказывает генеральный директор Архангельского ЦБК Дмитрий Зылёв. – В новой климатической стратегии комбината, к разработке которой мы приступаем в этом году, вопросу снижения углеродоемкости продукции будет уделено особое внимание. Мы намерены взять под контроль все основные факторы, определяющие углеродный след нашей продукции, в том числе и выбросы парниковых газов по цепочке поставок».
Получив в свои руки новый эффективный инструмент, АЦБК планирует уже с 2017 года отслеживать выбросы парниковых газов и управлять углеродоёмкостью продукции, в том числе через создание механизмов взаимодействия с поставщиками. Комбинат не только запросит у поставщиков данные об углеродоёмкости поставляемой ими продукции, но и совместно с ними будет искать способы сокращения удельных выбросов. Кроме того, в нынешнем году АЦБК планирует разработать стратегию низкоуглеродного развития на период до 2025 (2030) года. Данные об углеродоемкости продукции будут предоставляться заинтересованным покупателям, инвесторам и иным лицам по запросу, а со временем комбинат планирует включать верифицированные данные об углеродоемкости продукции в свои ежегодные корпоративные отчеты.
Деятельность по снижению углеродоемкости в России пока дело добровольное. На государственном уровне на данный момент существуют только намерения – три года назад были приняты указы и распоряжения, касающиеся учета, отчетности и управления выбросами парниковых газов. В ноябре прошлого года был принят План мероприятий к ратификации Парижского соглашения. Однако сама ратификация в ближайшее время не предвидится. Есть разработанная Министерством природных ресурсов методика определения выбросов парниковых газов на предприятиях, но требования обязательной отчетности нет.
«В условиях усиления международных действий по смягчению изменений климата, компании, которые производят углеродоемкую продукцию, оказываются в зоне повышенного риска, в том числе финансового, – считает Михаил Юлкин. – В условиях конкуренции на товарном и финансовом рынках бизнес этих компаний не может считаться устойчивым. Кредиторы и инвесторы хотят все про это знать. Однако российский бизнес действует в этом направлении исключительно добровольно, руководствуется не требованиями отечественного законодательства, а лишь собственным понимаем глобальных трендов».
http://bellona.ru/2017/01/30/acbk/
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode