Избранное сообщение

среда, 25 января 2017 г.

Отслеживание рисков землетрясений и наводнений в регионе Европы и Центральной Азии для повышения устойчивости к стихийным бедствиям



23 января 2017








Недавняя публикация доклада «Европа и Центральная Азия: страновые характеристики рисков, связанных с наводнениями и землетрясениями» представляет собой пример сотрудничества между Глобальным фондом по снижению опасности стихийных бедствий и восстановлению (GFDRR) и Всемирным банком.




ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Новая публикация, выпущенная Всемирным банком и Глобальным фондом по снижению опасности стихийных бедствий и восстановлению (GFDRR) рассматривает текущие и будущие тенденции в отношении рисков, связанных с землетрясениями и наводнениями для 32 стран региона Европы и Центральной Азии (ЕЦА).

Страновые характеристики моделируют риски стихийных бедствий в существующих условиях и будущие риски с учетом таких усиливающих риски факторов, как изменения климата и варианты социально-экономического развития (урбанизация, демографический рост и т.д.).

Содержащаяся в настоящей публикации информация о рисках также подтверждает, что наводнения представляют собой наибольший риск для стран Балтии, Центральной Европы и Российской Федерации, а страны Кавказа, Центральной Азии и Юго-Восточной Европы, как правило, в большей степени страдают от землетрясений.



Региональный контекст

Регион Европы и Центральной Азии (ЕЦА) переживает различные природные катаклизмы, включая наводнения, землетрясения, засухи, оползни и лесные пожары. Такие потрясения не только ввергают общины в условия нищеты и приводят к обострению неравенства, но также разрушают достижения в области развития и лишают средств к существованию. Например, наводнения в мае 2014 года в Сербии вызвали разрушения и нанесли убытки, оцениваемые в 5% национального дохода, ввергнув в условия нищеты 125 000 жителей и, в конечном итоге, было потеряно 52 000 рабочих мест.

Другие страны Европы и Центральной Азии также серьезно пострадали от подобных катастрофических событий. На протяжении определенного периода времени, почти каждая третья столица стран региона Европы и Центральной Азии в той или иной степени пострадала в результате землетрясений и наводнений. А совсем недавно, только за последние 30 лет, регион пережил около 500 значительных наводнений и землетрясений, которые в общей сложности привели к 50 000 смертельных случаев, а ущерб составил более $80 млрд.

Загрузить полный текст доклада






Хронология значительных природных катастроф, оказавших воздействие на столичные города в странах ЕЦА (Источник: Всемирный банк)


World Bank



Определение и подход

Осознание, определение и понимание рисков природных катаклизмов и изменений климата являются первыми шагами в направлении снижения их негативных последствий. Имея доступ к всеобъемлющей информации о рисках стихийных бедствий, руководители стран, общественность и другие заинтересованные стороны могут лучше понять потенциальное воздействие природных катаклизмов, проводить связанное с данными рисками планирование и осуществлять инвестиции до того, как обрушится бедствие. Инвестиции, поддерживающие управление рисками стихийных бедствий, также дают положительные результаты помимо смягчения последствий рисков и уменьшения потерь в случае катастрофы. Инвестирование в устойчивость также раскрывает экономический потенциал благодаря снижению рисков и даже при отсутствии стихийных бедствий обеспечивает развитию дополнительные выгоды, такие как эко-системные услуги, использование транспорта и повышение производительности сельского хозяйства.

В рамках этих усилий, Всемирный банк, в сотрудничестве с GFDRR, недавно опубликовал доклад Европа и Центральная Азия: страновые характеристики рисков, связанных с наводнениями и землетрясениями. Из него руководители стран и другие заинтересованные лица могут получить информацию о рисках, с которыми сталкиваются страны, о том, каким образом варьируются риски в разных областях той или иной страны, а также, как образом страны региона Европы и Центральной Азии классифицируются по отношению к рискам.

В техническом отношении, GFDRR, через Лабораторию инноваций, способствует развитию национальных характеристик вероятностного риска для 32 стран региона ЕЦА в качестве первого шага по инициированию диалога с правительствами в рассмотрении вопроса о дальнейшей политике, принимаемых мерах и инвестициях, которые могли бы повысить устойчивость. Такие количественные характеристики рисков являются производными от существующих глобальных моделей наводнений и землетрясений с учетом динамичного характера рисков, в том числе изменений климата и вариантов социально-экономического развития (урбанизация, демографический рост и т.д.).

Краткая характеристика страны: Армения

Каждая характеристика страны, обусловленная оценками рисков, раскрывает подверженность страны опасностям в отношении пострадавшего населения и ущерба, наносимого Валовому Внутреннему Продукту (ВВП), а также - для моделей риска землетрясений - количественные показатели в отношении погибших и нанесенного ущерба. Характеристики рисков также рассматривают варианты, когда данное событие происходит реже, но более экстремально по своим масштабам – такие явления также известны в этом контексте как периоды повторяемости.


Периоды повторяемости:

100-летнее наводнение, например, вовсе не означает, что 100-летнее наводнение будет происходить каждые 100 лет. Напротив, это означает, что в любой год имеется 1-процентный шанс на возникновение значительного по масштабам наводнения. Поэтому 250-летнее землетрясение имеет 0,4-процентный шанс возникновения каждый год.


В Армении, например, ущерб от 100-летнего наводнения оценивается в размере около 6% ВВП ($700 млн), тогда как ожидаемый ущерб от 250-летнего землетрясения является намного большим и может составить 84% ВВП ($ 9 млрд). Следовательно, для населения и экономики Армении, землетрясения представляют собой гораздо более разрушительную опасность, но гораздо менее вероятны.



Несмотря на то, что это только предварительная оценка, она может помочь с одного взгляда идентифицировать области с более высокими, в процентах от ВВП, ежегодными рисками возникновения как наводнений, так и землетрясений.

Уделять особое внимание будущим рискам

Вместе с изменениями, происходящими в мире, такими как урбанизация и изменение климата, изменяются и оценки рисков стихийных бедствий. Характеристики рисков стран ЕЦА учитывают эти «факторы риска», принимая во внимание различные прогнозы изменения климата и социально-экономические сценарии роста. Однако, из-за присущей будущему неопределенности, существует некоторый диапазон расчетов, обеспечивающий оценки рисков. Что это означает на практике?

Возвращаясь к Армении, необходимо отметить, что если страна, например, испытала бы 250-летнее землетрясение в 2015 году, то ущерб ВВП составил бы примерно $9 млрд. Тем не менее, согласно оценкам, в 2080 году такое же землетрясение может вызвать потери, примерно, от $30 до $50 млрд. Такой $20 млрд разброс в оценке ущерба получается из-за неопределенности в размерах изменений, вызванных урбанизацией, ростом численности населения и увеличением стоимости пострадавших активов. Как и во всех оценках будущих воздействий, неопределенность является неотъемлемой частью оценки рисков и должна учитываться лицами, принимающими решения.

Продвижение вперед

Публикация «Европа и Центральная Азия: страновые характеристики рисков, связанных с наводнениями и землетрясениями» послужит в качестве первоначальной ступени в оказании помощи принимающим решения лицам лучше понять потенциальные последствия стихийных бедствий, в частности, в регионе, который зачастую испытывает недостаток в обновленной, доступной и оцифрованной информации о рисках. Такого рода практическая информация необходима для выработки политических и финансовых решений, а также принятия других первоочередных мер, которые могут повысить устойчивость в долгосрочной перспективе.

Загрузить полный текст доклада



Обзоры страновых рисков (PDF):

http://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/feature/2017/01/20/tracking-earthquake-and-flood-risks-across-europe-and-central-asia-to-enhance-disaster-resilience
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode