19.01.17
6 января 2017 г. – Internet Governance Outlook 2017: Nationalistic Hierarchies vs. Multistakeholder Networks? (на 15 л.)
Автор – проф. Вольфганг Кляйнвехтер (Wolfgang Kleinwächter), бывший член Правления ICANN (2013–2015) и специальный посол NETMundial Initiative.
Два события, которые вызвали наибольший интерес в цифровом мире в 2016 году, вероятно, будут определять повестку управления Интернетом (Internet Governance Agenda) на 2017 год:
1 октября 2016 года правительство США подтвердило передачу функций IANA глобальному многостороннему интернет-сообществу;
2 ноября 2016 года правительство Китая объявило о принятии нового закона о кибербезопасности (Cybersecurity law), который вступит в силу с 1 июля 2017 года.
Передача функций IANA – демонстрация многостороннего «снизу-вверх» процесса разработки политики. Новый Устав ICANN закрепил механизм многостороннего сотрудничества в интересах свободного, открытого и нефрагментированного Интернета.
Китайский закон о кибербезопасности – это, наверное, наиболее показательный пример того, как можно контролировать Интернет в пределах своих территориальных границ. В основе его разработки – «сверху-вниз» правительственный подход.
Описать этот «киберконфликт» нашего времени, как «демократии против диктатур» (Democracies vs. Dictatorships), было бы явным упрощением. С одной стороны, есть западные правительства, которые предпочитают жёсткое интернет- регулирование, утверждая, что кибербезопасность важнее, чем защита данных. Снижается их приверженность многосторонней модели технического управления интернет-ресурсами (доменными именами, IP-адресами или протоколами Интернета). С другой стороны, китайское правительство признало, что в концепции суверенитета в киберпространстве должна быть отражена роль негосударственных субъектов. Кроме того, в ходе 3-й Всемирной интернет-конференции в ноябре 2016 года китайские чиновники ввели новый термин «multiparty» – свой вариант «многостороннего» к существующим multistakeholder и multilateral. Что «multiparty Internet governance» будет означать на практике, ещё предстоит увидеть, но это интересный ход в идеологически перегруженном языке управления Интернетом.
В 2017 году 12-й ФУИ пройдёт в Женеве. В ходе его подготовки состоятся около 100 национальных и региональных форумов.
Он начинается в январе со Всемирного экономического форума (WEF) в Давосе, где будут обсуждаться такие темы, как киберпреступность, национальная цифровая политика и локализация данных. В феврале Мюнхенская конференция по безопасности (MSC) углубится в вопросы кибербезопасности.
ICANN проведёт три встречи в Копенгагене (март), Йоханнесбурге (июнь) и Абу-Даби (октябрь). Завершит так называемый «рабочий поток 2» (Workstream 2) и имеет шанс вернуться к своей основной деятельности – управлению системой доменных имён (DNS).
Ряд рабочих групп МСЭ, исследующих вопросы государственной политики, касающиеся Интернета, сейчас стали более открытыми для общественности, но пока не многосторонними. Поэтому, например, исследовательская группа по «Интернету вещей» (ITU-T Study Group 20), имеющая довольно расплывчатый мандат, может использовать его шире (mission creep). «Отклонение от основной миссии» (mission creep) также является проблемой для форума ВВУИО (WSIS): с годами он «вступил на территорию управления Интернетом». Конкуренция — это всегда хорошо, но с ограниченными ресурсами следует дважды подумать, есть ли необходимость дублировать ФУИ? Форум ВВУИО запланирован на июль в Женеве.
Совет МСЭ соберётся на ежегодное собрание в мае. Будет дан старт подготовке Полномочной конференции МСЭ-2018 в Дубае. Важную роль здесь может сыграть 2-я рабочая группа КНТР ООН по укреплению сотрудничества по вопросам государственной политики, касающимся Интернета (2nd UNCSTD Working Group on Enhanced Cooperation, WGEC II), которая должна представить отчёт с рекомендациями 73-й Генеральной Ассамблее ООН осенью 2018 года, то есть незадолго до Полномочной конференции. Ближайшее заседание группы запланировано на конец января в Женеве. Её промежуточный доклад будет обсуждаться в мае 2017 года.
ЮНЕСКО проведёт 39-ю Генеральную конференцию в ноябре. На ней продолжат обсуждение предлагаемых ЮНЕСКО принципов управления Интернетом (UNESCO’s ROAM principles) – права, открытость, доступ, многосторонность (rights, openness, access, multistakeholder).
Китайская «Всемирная Интернет-конференция» ожидается осенью 2017 года.
По вопросам безопасности киберпространства более важной, чем когда-либо, становится работа 5-й Группы правительственных экспертов ООН по международной информационной безопасности (Group of Governmental Experts in the Field of Information and Telecommunications in the Context of International Security).
Очень полезной площадкой для наведения мостов, чтобы противостоять новой кибернапряжённости и проложить путь к «цифровой разрядке», может стать новая Глобальная комиссия по стабильности в киберпространстве (Global Commission on Stability in Cyberspace, GCSC), которая будет запущена в феврале 2017 года на Мюнхенской конференции по безопасности.
В 2016 году на саммите G7 был принят специальный документ по укреплению кибербезопасности. В 2017 году саммит G7 запланирован на конец мая в Таормине, Италия. Интернет-министры G7 проведут специальное заседание в сентябре в Турине. За столом переговоров мы увидим новых лидеров, поэтому остаётся ждать, дойдёт ли дело до вопросов управления Интернетом.
Неясно пока, как ШОС будет рассматривать кибервопросы в июне 2017 года.
На саммите БРИКС-2016 участники решительно поддержали работу ГПЭ ООН по МИБ и подчеркнули, что «государства играют ведущую роль в обеспечении стабильности и безопасности использования ИКТ». Но они также выступили за открытый, единый и безопасный Интернет и подтвердили, что Интернет – это глобальный ресурс, и что государства должны участвовать на равных в его развитии и функционировании, принимая во внимание необходимость привлечения заинтересованных сторон с соответствующими ролями и обязанностями. На саммите в сентябре 2017 года в китайском городе Сямынь (Xiamen) вряд ли будут отклонения от этой линии.
Обсуждать важнейшие проблемы цифровой экономики и формировать решения, направленные на её развитие, могут ВТО, G20, ОЭСР и другие соответствующие международные организации.
В июне 2016 года на министерской встрече ОЭСР по цифровой экономике в Канкуне была подписана декларация «Цифровая экономика: инновации, рост и социальное процветание» (Cancún Declaration), в которой определены 9 основных направлений развития цифровой экономики.
В сентябре 2016 года на саммите G20 в Ханчжоу лидеры одобрили инициативу по развитию и сотрудничеству в области глобальной цифровой экономики (Global Digital Economy Development and Cooperation Initiative). Эта инициатива всё ещё до конца не проработана. В июле 2017 года в Гамбурге состоится очередной саммит G20. До этого в апреле будет проведено специальное совещание «цифровых» министров «Цифровизация: Политика для цифрового будущего», которое предварит «Многосторонняя конференция по цифровой экономике».
По вопросам защиты прав человека в цифровую эпоху основной площадкой остаётся ООН.
Совет по правам человека ООН принял резолюцию, в которой подтверждается, что человек имеют одинаковые права в офлайн и онлайн.
Динамическая коалиция ФУИ по правам и принципам (IGF Dynamic Coalition on Rights and Principles) разработала хороший документ, который может быть использован в качестве руководства по реализации прав человека в цифровую эпоху.
Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на свободу мнений и их свободное выражение – это действенный механизм, который может многое, например, придать огласке и критике действия правительств и корпораций, нарушающие права человека в киберпространстве.
Периодически появляются инициативные проекты, такие как бразильский закон, регулирующий порядок использования Интернета (Brazilian Marco Civil Da Internet, или Brazilian Civil Rights Framework for the Internet) или итальянский Билль о правах в Интернете (Italian Bill of Internet Rights). Совсем недавно Европейскому парламенту была представлена Европейской хартия по цифровыми правами (European Charter of Digital Rights), подготовленная по немецкой инициативе.
Интернет сам по себе – это техническая инновация. Сегодня «интернет вещей», облачные вычисления и искусственный интеллект находятся в центре технологических дискуссий. Никто не знает, что будет изобретено завтра. Поэтому важно иметь площадки, где новые вопросы могут обсуждаться с участием многих заинтересованных сторон. ФУИ может выступить здесь в качестве «системы раннего предупреждения», поднимая вопросы о возможностях новых технологий и связанных с ними рисками и угрозами.
9 января 2017 г. – Report from the 1st NGI Workshop on November 30th
Опубликован отчёт (на 19 л.) о первом семинаре по Интернету следующего поколения (Next Generation Internet, далее по тексту – NGI) в рамках подготовки Еврокомиссии к запуску одноимённой инициативы в 2018 году.
На семинаре было представлено «видение» NGI Еврокомиссией:
На его основе были предложены для обсуждения:
10 вопросов по ключевым принципам разработки (high level design principles) и возможным направлениям исследований:
и ещё 12 вопросов по возможным видам действий (Possible Type of Actions):
Обобщённые ответы представлены в отчёте.
Например, вопрос #1: «NGI следует рассматривать как открытую и кооперативную глобальную платформу, в отличие от только «европейского» Интернета».
Еврокомиссия должна установить международные контакты с США (NSF – Национальным научным фондом и DARPA), Австралией, Японией, Кореей, Китаем; изучить возможность сотрудничества с другими странами, а также установить контакты с институтами интернет-управления (Internet Governance bodies):
lhttp://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
6 января 2017 г. – Internet Governance Outlook 2017: Nationalistic Hierarchies vs. Multistakeholder Networks? (на 15 л.)
Автор – проф. Вольфганг Кляйнвехтер (Wolfgang Kleinwächter), бывший член Правления ICANN (2013–2015) и специальный посол NETMundial Initiative.
Два события, которые вызвали наибольший интерес в цифровом мире в 2016 году, вероятно, будут определять повестку управления Интернетом (Internet Governance Agenda) на 2017 год:
1 октября 2016 года правительство США подтвердило передачу функций IANA глобальному многостороннему интернет-сообществу;
2 ноября 2016 года правительство Китая объявило о принятии нового закона о кибербезопасности (Cybersecurity law), который вступит в силу с 1 июля 2017 года.
Передача функций IANA – демонстрация многостороннего «снизу-вверх» процесса разработки политики. Новый Устав ICANN закрепил механизм многостороннего сотрудничества в интересах свободного, открытого и нефрагментированного Интернета.
Китайский закон о кибербезопасности – это, наверное, наиболее показательный пример того, как можно контролировать Интернет в пределах своих территориальных границ. В основе его разработки – «сверху-вниз» правительственный подход.
Описать этот «киберконфликт» нашего времени, как «демократии против диктатур» (Democracies vs. Dictatorships), было бы явным упрощением. С одной стороны, есть западные правительства, которые предпочитают жёсткое интернет- регулирование, утверждая, что кибербезопасность важнее, чем защита данных. Снижается их приверженность многосторонней модели технического управления интернет-ресурсами (доменными именами, IP-адресами или протоколами Интернета). С другой стороны, китайское правительство признало, что в концепции суверенитета в киберпространстве должна быть отражена роль негосударственных субъектов. Кроме того, в ходе 3-й Всемирной интернет-конференции в ноябре 2016 года китайские чиновники ввели новый термин «multiparty» – свой вариант «многостороннего» к существующим multistakeholder и multilateral. Что «multiparty Internet governance» будет означать на практике, ещё предстоит увидеть, но это интересный ход в идеологически перегруженном языке управления Интернетом.
В 2017 году 12-й ФУИ пройдёт в Женеве. В ходе его подготовки состоятся около 100 национальных и региональных форумов.
Он начинается в январе со Всемирного экономического форума (WEF) в Давосе, где будут обсуждаться такие темы, как киберпреступность, национальная цифровая политика и локализация данных. В феврале Мюнхенская конференция по безопасности (MSC) углубится в вопросы кибербезопасности.
ICANN проведёт три встречи в Копенгагене (март), Йоханнесбурге (июнь) и Абу-Даби (октябрь). Завершит так называемый «рабочий поток 2» (Workstream 2) и имеет шанс вернуться к своей основной деятельности – управлению системой доменных имён (DNS).
Ряд рабочих групп МСЭ, исследующих вопросы государственной политики, касающиеся Интернета, сейчас стали более открытыми для общественности, но пока не многосторонними. Поэтому, например, исследовательская группа по «Интернету вещей» (ITU-T Study Group 20), имеющая довольно расплывчатый мандат, может использовать его шире (mission creep). «Отклонение от основной миссии» (mission creep) также является проблемой для форума ВВУИО (WSIS): с годами он «вступил на территорию управления Интернетом». Конкуренция — это всегда хорошо, но с ограниченными ресурсами следует дважды подумать, есть ли необходимость дублировать ФУИ? Форум ВВУИО запланирован на июль в Женеве.
Совет МСЭ соберётся на ежегодное собрание в мае. Будет дан старт подготовке Полномочной конференции МСЭ-2018 в Дубае. Важную роль здесь может сыграть 2-я рабочая группа КНТР ООН по укреплению сотрудничества по вопросам государственной политики, касающимся Интернета (2nd UNCSTD Working Group on Enhanced Cooperation, WGEC II), которая должна представить отчёт с рекомендациями 73-й Генеральной Ассамблее ООН осенью 2018 года, то есть незадолго до Полномочной конференции. Ближайшее заседание группы запланировано на конец января в Женеве. Её промежуточный доклад будет обсуждаться в мае 2017 года.
ЮНЕСКО проведёт 39-ю Генеральную конференцию в ноябре. На ней продолжат обсуждение предлагаемых ЮНЕСКО принципов управления Интернетом (UNESCO’s ROAM principles) – права, открытость, доступ, многосторонность (rights, openness, access, multistakeholder).
Китайская «Всемирная Интернет-конференция» ожидается осенью 2017 года.
По вопросам безопасности киберпространства более важной, чем когда-либо, становится работа 5-й Группы правительственных экспертов ООН по международной информационной безопасности (Group of Governmental Experts in the Field of Information and Telecommunications in the Context of International Security).
Очень полезной площадкой для наведения мостов, чтобы противостоять новой кибернапряжённости и проложить путь к «цифровой разрядке», может стать новая Глобальная комиссия по стабильности в киберпространстве (Global Commission on Stability in Cyberspace, GCSC), которая будет запущена в феврале 2017 года на Мюнхенской конференции по безопасности.
В 2016 году на саммите G7 был принят специальный документ по укреплению кибербезопасности. В 2017 году саммит G7 запланирован на конец мая в Таормине, Италия. Интернет-министры G7 проведут специальное заседание в сентябре в Турине. За столом переговоров мы увидим новых лидеров, поэтому остаётся ждать, дойдёт ли дело до вопросов управления Интернетом.
Неясно пока, как ШОС будет рассматривать кибервопросы в июне 2017 года.
На саммите БРИКС-2016 участники решительно поддержали работу ГПЭ ООН по МИБ и подчеркнули, что «государства играют ведущую роль в обеспечении стабильности и безопасности использования ИКТ». Но они также выступили за открытый, единый и безопасный Интернет и подтвердили, что Интернет – это глобальный ресурс, и что государства должны участвовать на равных в его развитии и функционировании, принимая во внимание необходимость привлечения заинтересованных сторон с соответствующими ролями и обязанностями. На саммите в сентябре 2017 года в китайском городе Сямынь (Xiamen) вряд ли будут отклонения от этой линии.
Обсуждать важнейшие проблемы цифровой экономики и формировать решения, направленные на её развитие, могут ВТО, G20, ОЭСР и другие соответствующие международные организации.
В июне 2016 года на министерской встрече ОЭСР по цифровой экономике в Канкуне была подписана декларация «Цифровая экономика: инновации, рост и социальное процветание» (Cancún Declaration), в которой определены 9 основных направлений развития цифровой экономики.
В сентябре 2016 года на саммите G20 в Ханчжоу лидеры одобрили инициативу по развитию и сотрудничеству в области глобальной цифровой экономики (Global Digital Economy Development and Cooperation Initiative). Эта инициатива всё ещё до конца не проработана. В июле 2017 года в Гамбурге состоится очередной саммит G20. До этого в апреле будет проведено специальное совещание «цифровых» министров «Цифровизация: Политика для цифрового будущего», которое предварит «Многосторонняя конференция по цифровой экономике».
По вопросам защиты прав человека в цифровую эпоху основной площадкой остаётся ООН.
Совет по правам человека ООН принял резолюцию, в которой подтверждается, что человек имеют одинаковые права в офлайн и онлайн.
Динамическая коалиция ФУИ по правам и принципам (IGF Dynamic Coalition on Rights and Principles) разработала хороший документ, который может быть использован в качестве руководства по реализации прав человека в цифровую эпоху.
Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на свободу мнений и их свободное выражение – это действенный механизм, который может многое, например, придать огласке и критике действия правительств и корпораций, нарушающие права человека в киберпространстве.
Периодически появляются инициативные проекты, такие как бразильский закон, регулирующий порядок использования Интернета (Brazilian Marco Civil Da Internet, или Brazilian Civil Rights Framework for the Internet) или итальянский Билль о правах в Интернете (Italian Bill of Internet Rights). Совсем недавно Европейскому парламенту была представлена Европейской хартия по цифровыми правами (European Charter of Digital Rights), подготовленная по немецкой инициативе.
Интернет сам по себе – это техническая инновация. Сегодня «интернет вещей», облачные вычисления и искусственный интеллект находятся в центре технологических дискуссий. Никто не знает, что будет изобретено завтра. Поэтому важно иметь площадки, где новые вопросы могут обсуждаться с участием многих заинтересованных сторон. ФУИ может выступить здесь в качестве «системы раннего предупреждения», поднимая вопросы о возможностях новых технологий и связанных с ними рисками и угрозами.
9 января 2017 г. – Report from the 1st NGI Workshop on November 30th
Опубликован отчёт (на 19 л.) о первом семинаре по Интернету следующего поколения (Next Generation Internet, далее по тексту – NGI) в рамках подготовки Еврокомиссии к запуску одноимённой инициативы в 2018 году.
На семинаре было представлено «видение» NGI Еврокомиссией:
На его основе были предложены для обсуждения:
10 вопросов по ключевым принципам разработки (high level design principles) и возможным направлениям исследований:
Обобщённые ответы представлены в отчёте.
Например, вопрос #1: «NGI следует рассматривать как открытую и кооперативную глобальную платформу, в отличие от только «европейского» Интернета».
Еврокомиссия должна установить международные контакты с США (NSF – Национальным научным фондом и DARPA), Австралией, Японией, Кореей, Китаем; изучить возможность сотрудничества с другими странами, а также установить контакты с институтами интернет-управления (Internet Governance bodies):
- чтобы лучше понять и определить основные ценности NGI в глобальном контексте;
- чтобы понять место процесса в контексте глобального управления.
Обзор предложенных в ходе семинара ценностей (NGI values) и потенциальных областей исследования (NGI Research Areas) представлен на рисунке ниже:
Анонс событий с 16 по 22 января 2017 г.
- 16-18 января — First United Nations World Data Forum
- 17 января — World Economic Forum Annual Meeting 2017
lhttp://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode