30 марта 00:18
28 марта в Москве на площадке Комитета гражданских инициатив (КГИ) прошел круглый стол на тему «Медико-демографические проблемы населения России».
Поводом для мероприятия стал доклад министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой Президенту РФ Владимиру Путину об итогах работы ведомства за прошедший год. Министр сообщила, что показатели младенческой и материнской смертности в 2015 году снизились на 12 и 11% соответственно. Вместе с этим увеличилась общая продолжительность жизни россиян. В целом в России она выросла до 71,2 года, поскольку смертность трудоспособного населения снизилась на 4,5%, причем в первую очередь смертность среди мужчин в возрасте от 35 до 60 лет.
Причиной увеличения продолжительности жизни могло стать изменение образа жизни россиян — сокращение употребления табака и алкоголя, увеличение мер безопасности на автомобильных дорогах, профилактика заболеваний и своевременное оказание медицинской помощи.
Эксперты, собравшиеся за круглым столом КГИ, поставили своей задачей оценить дальнейшую перспективу повышения продолжительности жизни россиян.
Основными докладчиками выступили директор Института демографии ВШЭ доктор экономических наук, профессорАнатолий Вишневский и главный научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН доктор экономических наук Сергей Ермаков.
По словам Анатолия Вишневского, демографические тенденции последних лет представляются как позитивные, и очень хотелось бы, чтобы они таковыми и были. Действительно, с 1993 года шла убыль населения, а последние 7 лет население увеличивается. Главным успехом последнего времени стало появление очень маленького, но положительного естественного прироста, т.е. количество смертей стало меньше количества рождений. Хотя прирост населения до сих пор обеспечивается миграцией.
Так называемый русский крест, который появился в 1992 году, сошел на нет — и даже естественный прирост населения на 20 тыс. человек в год превысил смертность, однако, по словам Анатолия Вишневского, для страны с населением 145 млн прирост в 20 тыс. — это «слезы». Профессор уверен, что данный успех удержать не удастся, крест снова появится и кривые разойдутся.
— Спад предопределен в течение ближайших двух лет, потому что просто не будет достаточного числа родителей. За счет «ямы» в 90-е годы, когда рождаемость сильно упала, ожидается снижение и трудовых ресурсов, и рождаемости, поскольку в детородный возраст вступает это малочисленное население. Негативная тенденция будет сохраняться примерно 20 лет. А рост рождаемости, который происходил в течение всех 2000-х годов, объясняется довольно многочисленным поколением, рожденным в 80-е годы прошлого столетия. И это увеличение рождаемости в каком-то смысле «присваивалось» властью, т.е. считалось результатом ее усилий, - отметил Анатолий Вишневский.
Говоря о продолжительности жизни россиян, он подчеркнул, что она в большей степени зависит от смертности. И привел цифры и графики, которые наглядно показали, что в 60-е годы прошлого столетия смертность СССР не отличалась от таковой в европейских странах и даже была меньше, чем в Японии, однако за прошедшие полвека, претерпев спады и повышения, этот показатель тем не менее уже не вернулся к европейским цифрам. По уровню продолжительности жизни Россия отстает от развитых европейских стран и Японии на 10 лет.
— Если у нас в стране средняя продолжительность жизни составляет 71 год, то в десятках развитых стран этот показатель превышает 80 лет, — сказал эксперт. — Основные причины смертности — сердечно-сосудистые заболевания, онкология и внешние причины, т.е. несчастные случаи.
И если с двумя первыми наше здравоохранение более-менее справляется, хотя и не так успешно, как в Европе, то смертность от внешних причин «бьет рекорды». Докладчик видит причину в дефектах самой системы здравоохранения и в ее недостаточном финансировании — всего 3,5% ВВП на фоне 10—7,5% ВВП в тех странах, где средняя продолжительность жизни уже достигла 80 лет.
Профессор Сергей Ермаков также считает, что улучшить демографическую ситуацию возможно лишь кардинальными изменениями в системе здравоохранения.
— В условиях ограниченных финансовых ресурсов необходимо знать и правильно обозначить приоритеты их использования. У нас в стране никто не анализирует причины ранней смертности, исследований на эту тему нет. В нынешней системе российского здравоохранения отсутствует такое понятие, как единый критерий оценки здоровья населения, и, как следствие, — профилактика заболеваний и ранняя их диагностика, — подчеркнул он, добавив, что улучшения в нашем здравоохранении идут, но очень медленно, и привел сравнение: «черепаха убыстряет свой ход, но все равно не может догнать зайчика».
Согласен с ним и профессор Института демографии НИУ ВШЭ Евгений Андреев. Он констатировал, что в 2014 году прекратилось снижение смертности во всех возрастах.
Член бюро исполкома Пироговского движения врачей, вице-президент Российской медицинской ассоциации, член президиума Национальной медицинской палаты, д.м.н., профессор Юрий Комаров настаивал, что нести ответственность за здоровье населения должен Президент РФ, как это практикуется во многих странах.
В дискуссии приняли участие президент общества специалистов доказательной медицины Василий Власов, заместитель директора по научной работе Национального НИИ общественного здоровья Александр Лиденбратен и другие эксперты.
Подводя итоги обсуждения, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер отметил, что нынешняя экономическая ситуация и существующая экономическая модель не позволяют рассчитывать на увеличение финансирования здравоохранения, а значит, и на повышение продолжительности жизни.
Надежда Стаурина
medvestnik.ru
http://ria-ami.ru/read/25053
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode