Финансовый университет представил предложения по росту ВВП в правительство
02.08.2016
Как стало известно "Ъ", Финансовый университет при правительстве и Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН направили в правительство предложения по восстановлению роста ВВП в течение одного-двух лет. Доклад институтов в выводах во многом совпадает с проинфляционной программой Столыпинского клуба — впрочем, Финуниверситет идет сильно дальше, требуя возврата к бюджетной политике 1992-1994 годов.
По данным "Ъ", доклад Финуниверситета и ИНП РАН, подписанный академиками Михаилом Эскиндаровым и Виктором Ивантером, был направлен в аппарат правительства 20 июля в инициативном порядке. Документ не связан напрямую с работой Экономического совета при президенте, который, напомним, для выработки стратегии на 2017 год и позже создал рабочую группу под руководством экс-министра финансов, главы Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина. На документ, по информации "Ъ", Белый дом пока никак не отреагировал.
Документ состоит из доклада ИНП "Восстановление экономического роста — генеральное направление антикризисной политики" и рабочего документа Финуниверситета "О мерах в области денежно-кредитной, курсовой и бюджетно-налоговой политики для обеспечения устойчивого развития экономики". Сотрудники ИНП РАН уже принимают участие в разработке "Стратегии роста" Столыпинским клубом — предполагается, что это альтернатива документам ЦСР и рабочей группы Экономического совета, хотя, строго говоря, это не так (см. "Ъ" от 31 июля). Ранее Михаил Эскиндаров и Финуниверситет были крайне осторожны в формулировании позиции по вопросам экономической политики и участия в политических дискуссиях почти не принимали.
Доклады по набору предложений мало отличаются и друг от друга, и от ключевых моментов апрельской версии "Стратегии роста" (напомним, следующая версия этого документа появится в сентябре 2016 года) — в центре предлагаемых стратегий, как и в случае разработки Столыпинского клуба, "управляемое плавание рубля" (противопоставляемое инфляционному таргетированию ЦБ), занижение курса рубля к доллару от равновесного (Финуниверситет приводит в качестве рекомендуемого курс 75 руб./$) как способ обеспечения и одновременно как средство организации роста — необеспеченная эмиссия (3,6 трлн руб. в год, по расчетам ИНП) в этой концепции необходима и для занижения курса, и как средство перераспределения инвестиций в экономике в пользу "реального сектора".
Финуниверситет, кстати, в своей риторике идет даже несколько дальше Столыпинского клуба: по существу, инфляционный налог в этой схеме заменяет часть налогового бремени, что позволяет, по мнению авторов, даже снизить часть нагрузки в нефтегазовом секторе (как и в целом номинальное налоговое бремя). При этом предложения Финуниверситета более жесткие, чем у ИНП,— это, в частности, однозначное введение контроля за движением капиталов вплоть до "резервирования валюты на специальных транзитных банковских счетах импортерами", практически венесуэльская политика "критического импорта", который должен осуществляться "в приоритетном порядке" и возвращение при необходимости к режиму 1998-1999 годов с двухсессионной моделью работы валютного рынка ММВБ.
В целом идеи Финуниверситета подчеркнуто альтернативны текущему курсу Минфина и финансово-экономического блока правительства. Так, основой бюджетной политики команда Михаила Эскиндарова объявляет даже не рост госдолга, а прямое эмиссионное финансирование ЦБ дефицита госбюджета — модель, применявшаяся ЦБ с осени 1992 по лето 1994 года и продемонстрировавшая выдающиеся возможности в деле организации гиперинфляции. Скорее всего, жесткость инициатив ИНП и Финиуниверситета — своеобразное давление на власти с целью продемонстрировать недовольство академического сообщества постоянным игнорированием правительством более мягких рекомендаций экономистов РАН по текущим вопросам.
Дмитрий Бутрин
http://kommersant.ru/doc/3053374
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Как стало известно "Ъ", Финансовый университет при правительстве и Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН направили в правительство предложения по восстановлению роста ВВП в течение одного-двух лет. Доклад институтов в выводах во многом совпадает с проинфляционной программой Столыпинского клуба — впрочем, Финуниверситет идет сильно дальше, требуя возврата к бюджетной политике 1992-1994 годов.
По данным "Ъ", доклад Финуниверситета и ИНП РАН, подписанный академиками Михаилом Эскиндаровым и Виктором Ивантером, был направлен в аппарат правительства 20 июля в инициативном порядке. Документ не связан напрямую с работой Экономического совета при президенте, который, напомним, для выработки стратегии на 2017 год и позже создал рабочую группу под руководством экс-министра финансов, главы Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина. На документ, по информации "Ъ", Белый дом пока никак не отреагировал.
Документ состоит из доклада ИНП "Восстановление экономического роста — генеральное направление антикризисной политики" и рабочего документа Финуниверситета "О мерах в области денежно-кредитной, курсовой и бюджетно-налоговой политики для обеспечения устойчивого развития экономики". Сотрудники ИНП РАН уже принимают участие в разработке "Стратегии роста" Столыпинским клубом — предполагается, что это альтернатива документам ЦСР и рабочей группы Экономического совета, хотя, строго говоря, это не так (см. "Ъ" от 31 июля). Ранее Михаил Эскиндаров и Финуниверситет были крайне осторожны в формулировании позиции по вопросам экономической политики и участия в политических дискуссиях почти не принимали.
Доклады по набору предложений мало отличаются и друг от друга, и от ключевых моментов апрельской версии "Стратегии роста" (напомним, следующая версия этого документа появится в сентябре 2016 года) — в центре предлагаемых стратегий, как и в случае разработки Столыпинского клуба, "управляемое плавание рубля" (противопоставляемое инфляционному таргетированию ЦБ), занижение курса рубля к доллару от равновесного (Финуниверситет приводит в качестве рекомендуемого курс 75 руб./$) как способ обеспечения и одновременно как средство организации роста — необеспеченная эмиссия (3,6 трлн руб. в год, по расчетам ИНП) в этой концепции необходима и для занижения курса, и как средство перераспределения инвестиций в экономике в пользу "реального сектора".
Финуниверситет, кстати, в своей риторике идет даже несколько дальше Столыпинского клуба: по существу, инфляционный налог в этой схеме заменяет часть налогового бремени, что позволяет, по мнению авторов, даже снизить часть нагрузки в нефтегазовом секторе (как и в целом номинальное налоговое бремя). При этом предложения Финуниверситета более жесткие, чем у ИНП,— это, в частности, однозначное введение контроля за движением капиталов вплоть до "резервирования валюты на специальных транзитных банковских счетах импортерами", практически венесуэльская политика "критического импорта", который должен осуществляться "в приоритетном порядке" и возвращение при необходимости к режиму 1998-1999 годов с двухсессионной моделью работы валютного рынка ММВБ.
В целом идеи Финуниверситета подчеркнуто альтернативны текущему курсу Минфина и финансово-экономического блока правительства. Так, основой бюджетной политики команда Михаила Эскиндарова объявляет даже не рост госдолга, а прямое эмиссионное финансирование ЦБ дефицита госбюджета — модель, применявшаяся ЦБ с осени 1992 по лето 1994 года и продемонстрировавшая выдающиеся возможности в деле организации гиперинфляции. Скорее всего, жесткость инициатив ИНП и Финиуниверситета — своеобразное давление на власти с целью продемонстрировать недовольство академического сообщества постоянным игнорированием правительством более мягких рекомендаций экономистов РАН по текущим вопросам.
Дмитрий Бутрин
http://kommersant.ru/doc/3053374
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode