Избранное сообщение

пятница, 26 августа 2016 г.

Россия намерена создать собственный удостоверяющий центр для SSL-сертификатов






Отдел новостей   15.02.16



Работа по созданию государственного удостоверяющего центра, который будет выдавать сайтам в Рунете SSL-сертификаты, необходимые при защищённой передаче данных, началась в администрации президента, пишет «Коммерсант» со ссылкой на осведомлённые источники.

«Огромное количество сайтов в Рунете использует защищенное соединение: интернет-магазины, платежные системы, государственные сервисы, где пользователь вводит свои персональные данные. На государственном портале gosuslugi.ruиспользуется SSL-сертификат, выданный удостоверяющим центром (УЦ) американской компании Comodo, а на портале ФНС nalog.ru — SSL-сертификат от компании Thawte, принадлежащей Symantec. Если они по какой-то причине отзовут эти сертификаты, это может поставить под угрозу защищенную передачу данных в Рунете», — объясняет собеседник издания, близкий к администрации президента.
Стандартная процедура использования сертификата в самом общем виде такова. Прежде чем дать пользователю доступ к ресурсу с криптозащитой (HTTPS-соединение, осуществляется по специальному протоколу SSL) передаваемых данных, браузер проверяет сертификат ресурса путём обращения в сертификационный центр. Если сертификационный центр удостоверяет право ресурса обмениваться с пользователем защищённым трафиком, данные передаются (осуществляется банковская транзакция, происходит заказ билетов на самолёт, предоставляются сервисы электронного правительства и т.п.). К каким именно сертификационным центрам обращаться за подтверждением подлинности сервера, «решает» браузер – это одна из его функций.



Контроль над сертификационными центрами – важный инструмент влияния на онлайн-сервисы. Если этот инструмент не контролируется правительством, оно не вполне самостоятельно в управлении своими онлайн-ресурсами. Проблема не решается созданием своего центра сертификации – нужно ещё, чтобы браузеры к нему обращались в поисках сертификата. А это, в свою очередь, зависит от многих условий, в частности, от популярности сертификационного центра, доверия к нему разработчиков онлайн-сервисов, а также от доброй воли производителей браузеров.

Глава Фонда информационной демократии Илья Массух подтвердил «Коммерсанту», что создание УЦ будет обсуждаться рабочей группой по использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отечественной экономике.

Группа создана в начале февраля решением главы администрации президента Сергея Иванова для выполнения поручений президента РФ Владимира Путина. Массух возглавил подгруппу «Интернет + суверенитет», в рамках которой, по его словам, «будут вырабатываться предложения по созданию УЦ с учетом мнения экспертов и компаний—разработчиков отечественных браузеров — «Яндекс.Браузер» и «Спутник»».

В Минкомсвязи от комментариев изданию отказались. Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова сообщила, что в компанию не обращались с предложением добавить в «Яндекс.Браузер» корневые доверенные сертификаты SSL и что они «не планируют менять штатное поведение браузера и операционной системы в этом плане». В «Ростелекоме», совладельце браузера «Спутник», отказались от комментариев.

Как пишет «Коммерсант», в России существуют УЦ, которые выдают собственные SSL-сертификаты, однако они не предустановлены в ОС и браузерах, а потому пользователи, зашедшие на сайт с таким сертификатом, получают уведомление о небезопасном соединении до тех пор, пока самостоятельно не добавят эти УЦ в «коренные доверенные центры сертификации» на своем компьютере.

Собеседник «Коммерсанта», близкий к администрации президента, сообщил, что предустановка российского сертификата будет решаться на переговорах с компаниями-разработчиками ОС и браузеров, а если они не пойдут навстречу, «мерами законодательного регулирования».

Наиболее популярными мировыми УЦ являются Comodo, Symantec, GoDaddy, Geotrust, GlobalSign и др. Коренные SSL-сертификаты этих УЦ предустановлены в качестве «доверенных» во всех популярных операционных системах и браузерах. В России продажей сертификатов этих УЦ занимаются Ru-Center, Reg.Ru, Agava и др. В среднем объем продажи SSL-сертификатов в России в год «Коммерсант» оценил в 6,2 миллиарда рублей.

См. также «Поддержка криптографических алгоритмов ГОСТ 2012 добавлена в библиотеку OpenSSL» >>>

http://d-russia.ru/rossiya-namerena-sozdat-sobstvennyj-udostoveryayushhij-centr-dlya-ssl-sertifikatov.html

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode