15-08-2016 в 15:54
Эксперт Общественного Болонского комитета, белорусский профессор Павел Терешкович
В Болонский процесс процесс гармонизации систем высшего образования стран Европы Беларусь взяли «на особых условиях» еще в мае 2015 года, но Дорожная карта страной не выполняется, да и глава государства на днях заметил, что реформы белорусскому государству не очень-то и нужны.
Неделя в Беларуси - профессор Павел Терешкович о белорусском образовании и Болонском процессе15/08/2016 - Геннадий Шарипкин (Минск)Слушать
«Хватит этих реформ в образовании — надо совершенствовать то, что есть», — заявил 9 августа Александр Лукашенко, принимая доклад чиновников о ходе приемной кампании и подготовке системы образования к новому учебному году. Лукашенко считает, что «мы начинаем заниматься не теми вопросами, которые сегодня насущные, злободневные для нашей системы образования». По его словам, необходимо «аккуратно относиться» к Болонскому процессу, так как необдуманные решения в этом направлении просто разрушат старую нормальную систему образования, а на ее месте ничего не появится. Глава белорусского государства считает, что старая система, то есть чуть измененная советская, продолжает эффективно работать.
Беларусь формально присоединилась к Европейскому пространству высшего образования 14 мая 2015 года со второй попытки — в апреле 2012 года заявка о вступлении страны в Болонский процесс была снята с повестки дня по причине невыполнения Минском главных принципов пространства: академической свободы, институциональной автономии и студенческого участия в управлении высшим образованием. Но в 2015-м для страны сделали исключение — Беларусь приняли «авансом», предложив постепенно выполнить Дорожную карту. Главное обязательство — проведение структурных реформ в образовании, в том числе создание Национальной рамки квалификаций — инструмента интеграции совместных интересов сферы образования и сферы труда; введение трехуровневой системы в соответствии с согласованной болонской моделью, включающей систему кредитов; введение приложения к дипломам европейского образца; обеспечение международной мобильности преподавателей и студентов; государство также должно обеспечить и блюсти академическую свободу и институциональную автономию вузов.
Через год после вступления в белорусском Общественном Болонском комитете, чей доклад, можно сказать, и лег в основу Дорожной карты, заговорили о саботаже выполнения европейских условий. Нежелание интегрироваться в европейское пространство высшего образования, как видим, подтвердил и глава государства.
Эксперт Общественного Болонского комитета, профессор Павел Терешкович отмечает, что решение о принятии Беларуси в процесс на особых условиях было вызвано «особой геополитической ситуацией». И слова Лукашенко, как считает эксперт, были адресованы европейским дарителям не очень ценного для него подарка.
Павел Терешкович:«Эти высказывания президента адресованы не внутренней аудитории, а внешней. И смысл состоит в том, что когда Беларусь принимали в Болонский процесс, всем специалистам было понятно, что Беларусь не была готова к вступлению. И в общем-то с момента первой заявки ситуация в высшем образовании не изменилась, даже, скорее, ухудшилась. Но, тем не менее, Беларусь в Болонский процесс приняли, это было связано не с образованием вообще, а с той ситуацией, которая складывалась в Восточной Европе, и с ролью Беларуси в попытках каким-то образом урегулировать кризис в Украине. И в данном случае, когда президент неоднократно повторяет, что, мол, нужно относиться к этому (вступлению Беларуси в Болонский процесс — RFI) с осторожностью, это девальвирует ценность подарка со стороны Евросоюза в виде принятия в Болонский процесс. То есть он говорит о том, что для Беларуси это ничего не значит, что в общем-то ожидалось или ожидается что-то значительно большее, чем вот этот процесс, который вот, дескать, может разрушить традиции советской высшей школы».
По мнению Павла Терешковича, белорусское Министерство образования ориентируется на политическую волю главы государства — изменения в Кодексе об образовании могут быть одобрены только руководством страны.
Павел Терешкович:«За последний год каких-то конкретных шагов по пути реализации Дорожной карты не сделано. И тут проблема не Министерства образования как такового — для того, чтобы выполнить требования Дорожной карты, нужно принятие решений на другом уровне. Есть приказ Министерства образования о том, какие меры должны предприниматься, но пока решительных шагов практически нигде не видно».
Что касается пресловутой советской модели высшего образования, которая якобы продолжает успешно работать в Беларуси, то, как отмечает эксперт, белорусская система в последние годы только деградирует.
Павел Терешкович:«Никто никаких замеров в эпоху Советского союза не проводил, этот тезис абсолютно ничем не доказан, что советская школа была лучшей в мире. Ну, была, может быть, не самой худшей, но то, что не лучшей, так это — 100 процентов. Во-вторых, с момента распада Советского союза прошла четверть века. И от той высшей школы мало что уже осталось. Последние 20 лет ни наука, ни высшее образование не были приоритетами в развитии государства, туда практически не вкладывалось денег, если сравнить с сельским хозяйством, развитием деревообработки, наращиванием объемов выпуска цемента и так далее, и тому подобное. Пройдет еще лет 10-15, уйдут те кадры, которые получали образование в советской школе, а ведь молодежь в университеты не идет на работу, потому что зарплаты мизерные, перспектив особо никаких нету — и школа высшая деградирует сама собой, без каких-либо усилий по ее реформированию или разрушению. Было Всебелорусское собрание, были опубликованы своеобразные тезисы программы развития, посмотрите, на каком там месте находится высшая школа— где-то там после спортивной политики. И посвящен высшей школе всего лишь один абзац. Смысл основной такой, что там и так все хорошо и делать ничего не нужно».
Отчет об имплементации Дорожной карты будет рассмотрен в 2018 году в Париже на следующем Саммите министров образования стран европейского пространства высшего образования. Какие последствия ждут Беларусь за невыполнение условий, эксперт сказать затрудняется. «Пока еще никто не знает, как это будет, потому что ни одну страну не принимали в процесс на таких условиях — с Дорожной картой и авансом», - сказал Павел Терешкович.
Павел Терешкович: «Мой прогноз, что Беларусь будет имитировать какие-то формы присоединения к Болонскому процессу, кредитная система, скорее всего, будет внедрена, возможно, приложение к дипломам европейского образца, национальная рамка квалификации будет или принята, или существующее адаптировано к тем правилам — и на этом все. А то, что касается академических свобод, обменов и прочая, и прочая — здесь останется на том же уровне, на котором было. И с этим, скорее всего, эксперты с той стороны согласятся, если внешнеполитическая ситуация будет примерно такой же, как и сейчас».
Не стоит также забывать о репутационных потерях страны. Как заметил в разговоре с корреспондентом RFI член Общественного Болонского комитета, профессор Владимир Дунаев, после срыва исполнения Дорожной карты «Беларусь будет расцениваться как просто недоговороспособное государство — и речь идет не только о высшем образовании, вообще о любых обещаниях Минска». «Время дешевого некачественного образования везде уходит в прошлое, если оно останется в Беларуси, то приведет к карьерному тупику для многих молодых белорусов, оставит их вне общеевропейского пространства», - подчеркивает Владимир Дунаев.
http://ru.rfi.fr/evropa/20160815-ekspert-kak-belarus-imitiruet-uchastie-v-bolonskom-protsesse
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode