Избранное сообщение

четверг, 1 сентября 2016 г.

Воспитанников детдомов социализируют в общей школе





Эксперты опасаются, что для этого не хватит педагогов


25.08.2016







Воспитанники российских детских домов с 1 сентября смогут пойти учиться в обычные школы, сообщила на селекторном совещании с регионами по вопросу подготовки к новому учебному году вице-премьер РФ Ольга Голодец. До сих пор часть воспитанников детских домов обучались в своих учреждениях, хотя практика совместного обучения существует уже достаточно давно. Несмотря на это, опрошенные "Ъ" специалисты не скрывают опасений по поводу готовности школ принять воспитанников детских домов из-за недостатка специально подготовленных педагогов. Министр образования и науки Ольга Васильева заявила вчера о том, что для детей с особенностями развития ее ведомство сохранит "вариативность" образования.

На селекторном совещании с регионами Ольга Голодец сообщила, что с началом учебного года все воспитанники детских домов пойдут учиться в обычные школы. По словам госпожи Голодец, такой шаг поможет ребятам из детских домов социализироваться. Кроме того, когда дети ходят в обычные школы, кружки, секции, это увеличивает их шанс на устройство в семьи. "Я думаю, что все регионы будут готовы к тому, чтобы соблюсти эту норму и чтобы наши ребята, которые по тем или иным причинам проживают в детских домах, максимально чувствовали себя социализированными",— сказала вице-премьер.

Напомним, что в настоящее время в России проходит масштабная реформа детских домов: 1 сентября 2015 года вступило в силу постановление правительства РФ N481, согласно которому условия жизни в детдомах должны максимально соответствовать семейным. Дети должны воспитываться в группах по четыре--шесть человек, а сами помещения необходимо переоборудовать в квартиры. В документе подчеркивается, что дети находятся в таких учреждениях временно: главной задачей является устройство их в семьи.


Воспитанники детских домов уже имеют возможность ходить в обычные общеобразовательные школы, и сейчас речь идет не о чем-то принципиально новом, а лишь о расширении подобной практики, пояснила "Ъ" президент фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская. "Другая история, если это дети из коррекционных домов-интернатов,— говорит госпожа Альшанская.— Некоторые коррекционные школы дают хорошее образование: там сильные учителя, сильная программа, материалы, инфраструктура. Довольно глупо уводить детей оттуда в другие школы. Тем не менее это происходит, они закрываются". Вчера на встрече с Общественной палатой (ОП) РФ министр образования и науки Ольга Васильева заявила, что политика ее ведомства направлена на "вариативность образования детей с особенностями развития": "Параллельно с инклюзией мы сохраним и будем развивать сеть специальных школ и классов".

Опрошенные "Ъ" эксперты полагают, что госпожа Голодец говорила главным образом о воспитанниках детдомов без особенностей развития. "Большинство таких детей давным-давно учатся в обычных школах,— рассказала "Ъ" член ОП РФ, руководитель проекта поддержки приемных семей "Ванечка" Юлия Зимова.— Бывает так, что дети становятся сиротами или оказываются без родителей, когда те отбывают наказание в местах лишения свободы. Когда ребенок попадает в такую сложную ситуацию, он часто даже не меняет школу и класс. Сейчас только в очень отдаленных детских домах, где нет возможности возить ребят, дети не учатся в обычных школах".

Тем не менее в новом учебном году не все школы могут оказаться готовы принять новых учеников из числа воспитанников детских домов, считает госпожа Альшанская: "Некоторым детям необходима помощь репетиторов, чтобы догнать программу новой школы, а на это не заложено средств. Также очень важно не переводить ребят из детдома большими группами, чтобы вместо социализации не возник конфликт между ними и детьми из обычных семей".

"С воспитанниками детских домов надо проводить работу, которая не ведется с обычными детьми,— говорит кандидат психологических наук МГППУ Виктория Аршинова.— Это не просто трудные подростки, а особый контингент, при работе с которым преподавателям нужны особые навыки". Педагоги с такими навыками, как и методики работы с воспитанниками детдомов, по ее словам, в дефиците.

На сегодня в ОП РФ запланировано совещание с представителями регионов по подготовке к всероссийской общественной проверке организаций для детей сирот, которая стартует в сентябре 2016 года. Во время своего выступления в ОП РФ в среду Ольга Васильева сообщила, что до конца октября Минобрнауки планирует оценить региональные организации для детей-сирот на предмет соответствия требованиям постановления N481, чтобы местные власти "смогли разработать комплекс мер и изменить качество жизни этих детей".

Анастасия Курносова, Валерия Мишина, Анна Макеева

http://kommersant.ru/doc/3071784

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode