Избранное сообщение

пятница, 30 сентября 2016 г.

Подгруппа «Интернет+суверенитет» рабочей группы по Интернету рассмотрела проект дорожной карты






Андрей Анненков 29.09.16



В среду в администрации президента состоялось обсуждение проекта дорожной карты «Обеспечение суверенитета в области информационных технологий и телекоммуникаций».

Дорожная карта была подготовлена подгруппой «Интернет+суверенитет» рабочей группы по использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отечественной экономике при формировании её новой технологической основы и в социальной сфере.

Напомним, документ был разработан во исполнение поручений президента страны Владимира Путина о развитии Интернета в России.

По словам участвовавшего в обсуждении заместителя начальника управления президента по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Павла Пугачева, финальный вариант дорожной карты будет вынесен на обсуждение рабочей группы под руководством помощника президента Игоря Щёголева и после утверждения направлен президенту России. После этого документ направят в правительство для исполнения.


Заседание подгруппы «Интернет+суверенитет» 28 сентября 2016 г. Фото (с) Андрей Анненков

В соответствии с проектом, целью реализации дорожной карты является рациональное импортозамещение программного обеспечения и оборудования, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции в отрасли информационных технологий и телекоммуникаций.

Среди основных задач, на решение которых направлен документ — улучшение институциональных условий ведения бизнеса, формирование спроса на отечественную IT-продукцию, развитие экспортного рынка отечественной ИКТ-отрасли, расширение координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и компаний с государственным участием в части развития ИКТ, защита информации, содержащейся в информационных системах, и обеспечение безопасности использования информационных технологий и телекоммуникаций.

Дорожная карта рассчитана на период с 2016 по 2020 год. Всего документ включает 77 мероприятий, среди основных можно перечислить следующие:
формирование и актуализацию перечня перспективных IT и инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение в сфере IT, для отбора институтами развития и государственными органами и подготовка предложений по их поддержке;
организация с использованием механизмов коллективной разработки программного обеспечения для сегментов с высоким уровнем зависимости от иностранного ПО в рамках институтов развития;
облегчение условий ведения бизнеса для российских ИТ-компаний, в том числе сохранение льгот по обязательным страховым взносам, снижение ставок по кредитам, внедрение в практику беззалоговых кредитов;
предоставление оптимальных условия для ведения бизнеса в технопарках;
создание условий для приоритетного использования отечественного ПО и оборудования при осуществлении закупок госкомпаниями и госкорпорациями, предприятиями, обеспечивающими безопасность критически важных объектов инфраструктуры РФ, включая компенсационные меры, льготные кредиты, иные преференции;
разработка критериев для включения конкретного изделия в перечень отечественного серверного и компьютерного оборудования и создание реестра такого оборудования;
усиление механизмов координации расходования средств федеральных и региональных органов исполнительной власти на ИКТ с учетом перехода на использование российского ПО, в том числе разработка типового положения по координации расходов на ИКТ на региональном уровне;
подготовка методических рекомендаций по практическим аспектам реализации госполитики по импортозамещению в сфере информационных технологий и телекоммуникаций;
разработка предложений по определению критериев и регулированию сбора, хранения и обработки больших объёмов данных, с использованием которых можно получить персональные данные человека;
разработка и реализация комплекса мероприятий, необходимых для поэтапного перехода органов государственной власти и органов местного самоуправления на использование российских криптографических алгоритмов и средств шифрования в рамках исполнения полномочий при электронном взаимодействии между собой, с гражданами и организациями и др.

Принципиальных возражений у участников совещания – среди них присутствовали представители администрации президента, Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минфина и других ведомств, IT-индустрии, главы отраслевых ассоциаций – документ не вызвал. Были сформулированы уточняющие замечания. Часть из них касалась интересов не только разработчиков программных продуктов и оборудования, но и поставщиков IT-сервисов, в частности, облачных.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Соколов предложил добавить в число организаций, привлечённых к реализации дорожной карты, Агентство стратегических инициатив (АСИ, участвует в разработке дорожных карт Национальной технологической инициативы, НТИ — ред.) и Агентство технологического развития и уточнить критерии, по которым будет оцениваться достижение целей, указанных в документе.

По словам руководителя рабочей подгруппы Ильи Массуха, дорожная карта предполагает постоянную многолетнюю работу индустрии: «Цель документа состоит, в частности, в том, чтобы продемонстрировать индустрии, рынку, и вообще гражданам страны планы развития и применения отечественных информационных технологий. Это не самоцель, и не маскировка каких-либо планов государства взять под контроль цифровое пространство – это необходимое условие развития национальной экономики и обеспечения технологической независимости страны».

Важная роль в решении задач, предусмотренных проектом дорожной карты, отводится центру компетенции по импортозамещению в сфере ИКТ.




http://d-russia.ru/podgruppa-internetsuverenitet-rabochej-gruppy-po-internetu-rassmotrela-proekt-dorozhnoj-karty.html

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode