Избранное сообщение

пятница, 26 февраля 2016 г.

Сервисы самиздата зарабатывают на армии начинающих сочинителей

Статья опубликована в № 4023 от 26.02.2016 под заголовком: Бизнес на графоманах

Минимум три миллиона россиян могли бы стать клиентами самиздата


25.02.2016

Елена Горелова

А. Таранин


Издавать собственные сочинения в обход издательств готовы многие: непризнанные ученые, бизнесмены и консультанты, авторы любовных романов, пожилые люди, у которых есть воспоминания, даже невесты, пишущие отчеты о свадьбах. Многие делают электронные и бумажные книги только для себя и близких, другие же нацелены на продажи. И в России появились сервисы электронного самиздата, зарабатывающие на армии начинающих сочинителей. Например, в 2014 г. Александр Касьяненко, проработавший в издательском бизнесе более 20 лет, основал сервис Ridero.ru, вложив в него вместе с партнерами около $1,15 млн. Большую часть суммы – $850 000 – в 2015 г. внес бизнес-ангел Александр Краснокутский, в прошлом топ-менеджер компаний топливно-энергетического сектора. Как рассказал Краснокутский, с основателем Ridero он познакомился два года назад на литературном вечере.

Касьяненко еще в 90-х организовал русскоязычное издательство в Тель-Авиве, которое прожило всего три года. Уехал в Москву, руководил издательствами. Книжный рынок стагнировал, и однажды он увидел американский сервис самиздата Lulu, который ему очень понравился. Прежде чем создать Ridero, Касьяненко не раз обжигался – например, потерял 0,5 млн руб., поручив разработку прототипа сервиса фрилансерам, которые с задачей не справились. Нужны были сильная команда, программисты, которые умеют и любят работать с текстами. И такая команда собралась в 2014 г.

В России около 29 000 независимых авторов уже опубликовали книги с помощью сервиса самиздата Ridero. Если в первые месяцы работы каждый день выпускалось пять-шесть новых книг, то сейчас уже около 200.

Ridero приносит около 1,5 млн руб. выручки в месяц, рассказал Касьяненко, его основатель и совладелец. Уже год выручка от квартала к кварталу увеличивается более чем вдвое. Около 70% выручки дают печатные услуги, остальное – дополнительные сервисы, которые покупают авторы, и комиссия от продажи книг.
Книга за 20 минут

На сайте Ridero.ru любой человек может бесплатно и «в три шага» сделать свою книгу из текстового документа. Конструктор книг устроен предельно просто, чтобы не отпугнуть автора, далекого от издательского дела и верстки. В этом и заключалась идея – чтобы каждый мог сконструировать книгу в три клика и тут же ее увидеть, объясняет Касьяненко. Автор выбирает макет, шаблон обложки (можно остановиться на стандартном или загрузить свою иллюстрацию), если хочет – добавляет аннотацию и эпиграф, и книга готова. У корреспондента «Ведомостей» на создание книги ушло 20 минут. Правда, пришлось подписать соглашение о том, что в тексте нет оскорблений президента, пропаганды детских самоубийств и других запретных тем. Это требования законов, регулирующих работу книжной розницы.
Каждый блогер

В 1 млрд руб. оценивают российский рынок книгоиздания малотиражных и специализированных книг и связанных с ними полиграфических услуг специалисты компании «Т8 издательские технологии». Потенциальные клиенты сервисов – все блогеры. «Мы оцениваем рынок наших авторов в Европе примерно в 20 млн, – говорит Кулаков. – Число интернет-пользователей, например, в Германии, которые ведут свои блоги, – 2,66 млн человек. Это составляет 4% от общего количества пользователей интернета в Германии».

Если текст успешно пройдет модерацию, электронная книга будет выставлена на продажу в интернет-магазинах «Литрес» и Amazon, а печатная – на Ozon. Авторские права остаются у писателя, ему Ridero перечисляет 80% выручки от продаж. Книга прописывается в системе международной классификации, ей присваивается код ISBN. Ridero обещает, что книга появится в интернет-магазине 10 дней спустя. «Для каждой опубликованной книги мы создаем страницу на сайте Ridero.ru с подробной аннотацией, отзывами и ссылками на интернет-магазины, в которых можно купить электронную или бумажную, напечатанную по требованию (print-on-demand) книгу», – объясняет Алексей Кулаков, директор по продукту Ridero.
Безразмерная полка

«Идея такого бизнеса была на поверхности, и мы в компании тоже рассматривали ее, но поняли, что у нас нет ресурсов, – говорит Михаил Осин, веб-директор компании Ozon. – У Ridero система самиздата более удобная для начинающего писателя, чем у Amazon, например». По его словам, доля книг самиздата на полках интернет-магазинов мизерна, но электронная полка безразмерна, поэтому крупные розничные компании и сотрудничают с такими сервисами. Доля книг print-on-demand в продажах книг на Ozon.ru – не более 1%, а ассортимент – 2 млн названий.

Сейчас большинство авторов создают книги бесплатно. Но некоторые из них 2–3 месяца спустя после начала пользования сервисом понимают, что мало разместить книгу в интернет-магазине – надо, чтобы о ней узнали, замечает Кулаков. Им предлагается пакет платных услуг. К примеру, продвижение книги стоит от 5000 руб., оригинальный дизайн обложки – от 2900 руб., услуги корректора – 1000 руб. за 40 000 знаков.

Борьба за платного пользователя оказалась непростой. В первые полгода после старта сервис развивался вяло, платные услуги не были востребованы. На заседаниях совета директоров высказывались сомнения – вдруг бизнес-модель выбрана неправильно. Но постепенно о новом конструкторе книг стали писать блогеры, появились инструкции, как его использовать, и доля платных клиентов стала увеличиваться, говорит Касьяненко. Доля платных пользователей в системе к началу 2016 г. – 7,5%. Сейчас средний чек автора составляет 9200 руб. в квартал.
Экземпляр для статуса

В компании уже составили типологию авторов: одни создают книги для развлечения, вторые пробуют их продавать, есть «профессионалы», у которых книг несколько, и сервис помогает управлять продажами. Среди авторов Ridero немало консультантов, бизнес-тренеров, юристов, которым собственная книга добавляет статуса. Даже если ее никто не купил, консультант в любой самопрезентации может ею хвастаться.

Любителей бумажных книг в России по-прежнему много: 29% всех наименований, опубликованных через Ridero, авторы заказали в печатном виде для самостоятельного распространения, говорит Кулаков. Компания сотрудничает с крупными цифровыми типографиями: с «Буки-веди», «М-сити», в Польше – с Booksfactory. Ridero выступает как единый заказчик, типографии не надо общаться с каждым автором. Благодаря автоматизации верстки, предпечатной подготовки, стандартизации производства сервис избавляет полиграфистов от многих хлопот, а за это получает комиссию в 15–40% от цены услуги. Клиенту же услуга печати достается по цене поставщика, поясняет Кулаков. Печать четырех экземпляров цветной 200-страничной книги в мягкой обложке обойдется автору в 6800 руб., то же самое в черно-белом исполнении – в 1450 руб.

Сотрудничать с Ridero типография «Буки-веди» начала больше года назад, объемы заказов растут, хотя сейчас это всего 1,5% в структуре заказов, рассказал представитель типографии.
Охота на звезду

В январе 2015 г. молодой автор Вячеслав Прах выпустил через Ridero любовный роман «Кофейня». Он сам активно продвигал его в соцсетях, проводил презентации и продал за год более 2000 экземпляров в электронном виде и в виде print-on-demand. «Это подтверждает, что селф-паблишинг дает возможность любому автору найти свою аудиторию, не вкладывая деньги в печать тиражей», – замечает Кулаков.

Но Ridero охотится за звездными авторами – для укрепления репутации. Например, известному журналисту Юрию Сапрыкину опубликоваться на Ridero предложил один из совладельцев сервиса, как рассказал Сапрыкин. Журналист выпустил через Ridero ограниченным тиражом книгу «Наблюдательные пункты», в которой собраны его старые тексты. С помощью сервиса сделали свои книги также журналисты Александр Архангельский, Екатерина Шульман, правозащитники Лена Климова и Анна Вислоух, ученые Александр Марков и Роман Шмараков.

Сейчас у Ridero два офиса – в Екатеринбурге и Кракове, в которых работает 45 человек. В октябре компания вышла на польский рынок, а сейчас запускается в Германии. Пока компания убыточна, но Касьяненко надеется вернуть инвестиции к концу 2018 г. Чтобы сделать сервис прибыльным, нужно набрать хотя бы 200 000 пользователей. «Если бы мы развивались только в России, то смогли бы это сделать быстрее», – объясняет Касьяненко.

http://www.vedomosti.ru/management/articles/2016/02/26/631462-biznes-na-grafomanah

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode