Избранное сообщение

суббота, 20 сентября 2014 г.

Происхождение обязывает, но его не хватает


Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) подсчитали: человек с высшим образованием зарабатывает на 74 процента больше, чем тот, кто не учился. Однако получить это высшее образование всё тяжелее: сегодняшней молодёжи не хватает сил, чтобы дотянуть хотя бы до образовательного уровня собственных родителей.




Уровень образования почти шестидесяти процентов живущих в Германии взрослых соответствует дипломам, полученным их родителями: дети выпускников университетов получают высшее образование, дети рабочих – профессиональное. Такое соотношение сохранялось в ФРГ всегда, но теперь меняется – к худшему. Этот вывод позволяет сделать анализ исследования Организации экономического сотрудничества и развития «Краткий обзор образовательной политики» (Bildung auf einen Blick), согласно названию ежегодно представляющей свой взгляд на динамику развития системы образования в 34 развитых странах мира.

Германия в этом исследовании регулярно удостаивается похвалы экспертов: «По множеству показателей у ФРГ хорошие результаты», – отмечает глава берлинского бюро ОЭСР Хайно фон Майер (Heino von Meyer). К примеру, на данный момент в немецких вузах получают высшее образование как никогда много студентов. «Однако эти цифры рассказывают только половину правды, – сетует фон Майер. – Для учащихся из бедных семей перспектива социального роста за счёт образования зачастую остаётся лишь перспективой». Несмотря на изобилие будущих выпускников, темпы прироста их количества в ФРГ уступают средним по всем развитым странам: только 28 процентов жителей ФРГ в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование, в среднем в исследованных ОЭСР странах его получили 33 процента граждан.

Чем моложе сегодняшние немцы – тем сложнее им добраться до того диплома, который в своё время получили их родители. Эксперты называют ту ситуацию, когда уровень образования детей не соответствует диплому родителей, «обратной мобильностью» и рассматривают её как чрезвычайно негативную тенденцию. В Германии только 18 процентов молодых поднимаются на более высокий образовательный уровень, чем предыдущее поколение, 24 процента довольствуются более низкими результатами. В большинстве развитых государств, где проводится исследование ОЭСР, тенденция иная: дети учатся дольше и лучше своих родителей, образование 32 процентов молодых – более высокого уровня, чем у отцов и матерей, и только 16 процентов опускаются на ступень ниже. В Федеральном министерстве образования не согласны с оценками Организации экономического сотрудничества и развития, отмечая, что сознательный выбор ребёнком дипломированных специалистов профессионального образования нельзя расценивать как шаг вниз. Эксперты ОЭСР, напротив, видят в этом угрозу «размывания» среднего класса: дети должны превышать уровень образования и доходов собственных родителей, поднимаясь выше по социальной лестнице, Германия же наряду с США и Израилем – одна из только трёх исследованных ОЭСР стран, где перемены идут в обратном направлении.

Множество детей выпускников немецких вузов добровольно выбирают профессиональное образование, которое весьма высоко котируется на отечественном рынке рабочей силы. С одной стороны, такой выбор говорит о неплохих шансах будущих молодых профессионалов найти место в жизни и даёт возможность гораздо раньше приступить к трудовой деятельности, обрести финансовую независимость, в долгосрочной перспективе – раньше заработать пенсию и быстрее на неё выйти. С другой стороны, разница в материальном вознаграждении выпускников вузов и представителей профессий, не требующих обучения в высшей школе, по-прежнему столь высока, что сама по себе должна была бы являться достаточным стимулом для сегодняшних молодых брать пример с предыдущих – отучившихся – поколений.

Согласно статистике ОЭСР, в Германии университетский диплом приносит доход, на 74 процента превышающий материальные возможности тех, кто не окончил университет, институт или не достиг профессионального уровня мастера. Разрыв в доходах дипломированных специалистов и людей с низким образовательным уровнем за последние годы очень заметно увеличился: в 2000 году дистанция достигала только 45 процентов. В среднем по исследованным ОЭСР 34 развитым государствам эта разница достигает 59 процентов.

Федеральный министр образования Йоханна Ванка (Johanna Wanka) считает, что «в Германии перед молодыми людьми открыты два первоклассных пути в будущее: высшее и профессиональное образование». В действительности хороший диплом и высокая квалификация являются лучшей гарантией стабильной занятости: в большинстве развитых государств за последние годы безработица заметно росла только среди низкоквалифицированного персонала. В ФРГ безработица поступательно сокращается среди всех слоёв населения. При этом на сегодняшний день остаются незанятыми 12,8 процента жителей Германии без образования или с его чрезвычайно низким уровнем, 5,3 процента безработных – среди имеющих диплом об окончании гимназии и/или профессиональное образование, только два процента не работающих – среди выпускников вузов.
Максим Смирнов

http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=14653&Itemid=13

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode