Избранное сообщение

пятница, 25 апреля 2014 г.

СЕНТЯБРЬ НАЧИНАЕТСЯ В АПРЕЛЕ


11.04.2014 11:15 Общество



Беззаботное детство дошкольников подходит к концу именно в апреле — в этом месяце начинается запись в первый класс. Это важное событие в жизни ребенка. Родители волнуются:…

Беззаботное детство дошкольников подходит к концу именно в апреле – в этом месяце начинается запись в первый класс. Это важное событие в жизни ребенка. Родители волнуются: готов ли он к школе? От года к году требования к первоклассникам ужесточаются, и многие родители убеждены: самая главная дошкольная подготовка заключается в том, чтобы как можно быстрее научить ребенка считать, читать и писать.



Однако, как доказал многолетний опыт педагогов и психологов, это не главное. Если у ребенка будут развиты внимание, различные виды памяти, воображение, умение высказывать свои мысли, то ему будет легче вступать в контакт и учиться рассуждать.

К моменту поступления в школу ребенок должен быть достаточно развит интеллектуально. Для психологов и педагогов это в первую очередь означает, что ребенок обладает определенным набором сведений об окружающем мире и может анализировать простые факты. Интеллектуальная готовность к школе подразумевает также умение воспринимать информацию, запоминать и усваивать ее. К шести–семи годам ребенок должен знать стихи, рассказывать сказки, иметь элементарные познания о форме и величине предметов. В связи с этим одна из важнейших черт будущего первоклассника – любознательность. Школьная жизнь должна привлекать ребенка как источник приобретения новых знаний.

Немаловажное значение имеет и личностно-социальная готовность ребенка к школе. Под этим понимают его готовность к новой роли школьника и ответственности, которая ложится на него. Дошкольник должен быть готов к взаимодействию с детьми, взрослыми; ему также необходимо уметь контролировать себя и ставить какие-то ограничения. К сожалению, многие дети не готовы к школе именно по этому критерию. Они не могут рационально построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно выполнять домашнее задание, если в это время за окном играют их друзья.

Построение отношений в коллективе и хорошая учеба зависят от способности контролировать свои чувства и эмоции. На смену детской импульсивности, прямолинейности должны прийти сдержанность, деликатность, уступчивость. Кроме того, признаком школьной зрелости психологи считают личностную готовность, иначе говоря, позитивное отношение ребенка к школе. Страх перед ней, нежелание становиться учеником или полное равнодушие к предстоящей перемене в жизни часто в дальнейшем становятся причинами нежелания учиться.

Очень важна для формирования личностно-социальной готовности ребенка к школе его адекватная самооценка. Он не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе.

Успехи в учебе также зависят и от организованности и самостоятельности ребенка. Ведь будущий ученик должен будет выполнять определенные обязанности, посещать уроки, выполнять задания, даже если они не очень интересны, следить за школьными принадлежностями. Дисциплинированность и собранность – важнейшие качества любого школьника.

К началу обучения у ребенка должна быть сформирована правильная речь – залог успешного освоения грамоты и чтения. Это связано с тем, что именно при помощи речи ему предстоит усваивать всю систему знаний. Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до поступления в школу. Для старших дошкольников очень важно, чтобы родители больше говорили с ними, задавали им вопросы, не просто читали, но и беседовали о прочитанном, занимались развитием мелкой моторики рук, так как это самый эффективный способ подготовки руки к письму. Пальчиковая гимнастика, штриховка, занятия изобразительным искусством и т.д. – обязательные занятия для будущего первоклассника. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», – так говорил В. Сухомлинский.

Выбор начальной школы и программы, по которой будет учиться ребенок, очень важный вопрос для родителей. Программ всего шесть, и принципиальное отличие есть только у программы Эльконина – Давыдова. Она предъявляет требования к сформированности у детей абстрактного мышления. Можно выделить программу Занкова, которую отличает высокая интенсивность освоения материала. Все остальные являются вариациями традиционной. Практика показывает, что родителям, отдающим ребенка в первый класс, стоит выбирать не столько программу, сколько учителя, потому что к концу четвертого класса степень обученности детей основным навыкам оказывается примерно на одном уровне. Гораздо важнее для ребенка общая атмосфера в классе и взаимоотношения с одноклассниками.

Перед поступлением в первый класс родителям можно порекомендовать пройти диагностику по определению уровня готовности к школе. Советуем обратиться и к другим специалистам: логопедам, психологам, социальным педагогам, советы которых помогут увидеть сильные и слабые стороны готовности ребенка к обучению и понять, какие трудности могут возникнуть у него при первом контакте с новой средой.

Анжела ТОРЧИНОВА,

зав. отделом социальной педагогики, МАОУ «Психологический центр диагностики и консультирования «Доверие» г. Владикавказа

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
http://skfo.ru/news/2014/04/11/SENTYaBR_NAChINAETSYa_V_APRELE/